Защитим нашу молодежь от табака

29.07.2020, 11:42

Защитим нашу молодежь от табака

На портале СОВАЗ в настоящее время идет активное обсуждение проекта Закона Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции». 

В действующем законодательстве Узбекистана запрещена прямая реклама и некоторые виды косвенной рекламы табачной продукции. 

Реализация алкогольной и табачной продукции при помощи электронной коммерции запрещена постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка осуществления сделок в электронной коммерции» от 2 июня 2016 г. № 185.

Также введение запрета на выкладку и демонстрацию табачной продукции в торговых объектах и предприятиях общественного питания прописано в «Программе мер по профилактике неинфекционных заболеваний, поддержке здорового образа жизни и повышению уровня физической активности населения на 2019 - 2022 годы”, утвержденной постановлением Президента Республики Узбекистан в декабре 2018 г. Но этого недостаточно. Табачная индустрия успешно пользуется пробелами и лазейками в законодательстве.

В феврале 2020 г. Министерством здравоохранения и активным членом Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана (НАННОУз) Общественным фондом «Ибн Сино» проведен общественный мониторинг реализации табачных изделий в общественных местах, вокруг школ. Результаты мониторинга показали следующее:

почти во всех (94,8%) торговых точках отмечена выкладка табачных изделий;

в большей половине случаев (61,2%) в торговых точках выкладки табачных изделий располагаются рядом с игрушками или сладостями;

большая половина случаев (59,7%) использования торговыми точками постеров (специальных шкафов) для размещения табачных изделий;

в каждой второй из пяти (38,1%) торговых точек использовались увеличенные пачки сигарет;

почти в половине (46,3%) торговых точек установлены подсветка витрин с табачными изделиями;

в каждой второй из пяти (37,3%) торговых точек продавались сопутствующие изделия (к примеру, зажигалки).

В процессе мониторинга также были отмечены следующие факты стимулирования покупки: подарки (бесплатные или с покупкой), скидки, бесплатные табачные изделия, специальные или ограниченные серии табачных изделий, сладости (конфеты), имитирующие сигареты, поощрение продавцов за определенные объемы продаж и другие.

Результаты данного мониторинга показали, что реклама табака в местах продаж служит эффективному продвижению сигарет и других табачных изделий, и нацелена на наиболее уязвимую группу населения – детей, подростков, которые и становятся ее жертвой. 

Красочная выкладка - самый хитроумный ход, важный канал рекламы и маркетинга производителей табачных изделий. Учитывая строгий запрет рекламы табака, производители стали активно использовать элементы упаковки, многорядную выкладку сигарет одной или нескольких марок и цветовую гамму конкретных марок на торговом оборудовании. Умело применяется дизайн витрин с табачными изделиями, современные материалы, освещение, форма и цветовая гамма – все это тщательно продумывается, чтобы привлечь внимание покупателя. Витрины, занимающие почти всю площадь стены и обычно помещаемые позади касс, обеспечивают табачной продукции наибольшую видимость. Ее хорошо видно, как изнутри, так и, нередко, снаружи розничного заведения. Реклама создает ложное позитивное отношение к табачной продукции и ее брендам, о том, что табачные изделия являются безвредными, повседневными товарами.

Курильщики хорошо знают свои сорта табака. Продавцы знакомы с размещением, вот вам простое решение мировой проблемы. Вот как обстоят эти дела в развитых странах мира.

По данным исследования, проведенного в Канаде, Австралии, где выкладки табачной продукции запрещены законом, уровень импульсивных покупок ниже, чем в США и Великобритании, где на момент проведения исследования такого запрета не было (в Великобритании он был введен с 2015 года). А ведь выкладка табачных изделий в розничных точках способствует импульсивным покупкам сигарет – это мнение людей, пытающихся бросить курить. 

Запрет на выкладку табачных изделий в некоторых стран мира вызвал поддержку местного населения. Исследования в 10 провинциях Канады, Новой Зеландии показали, что большинство курильщиков (от 55% до 83%) поддерживают удаление табачных изделий в местах продажи. Интервью с бывшими курильщиками во многих странах мира показали, что красочная, умелая выкладка табачных изделий в местах продажи вызывает «физиологическую и эмоциональную тягу», которая затрудняет отказ от курения.

Исследования, показывают, что запрет на выкладку табачной продукции не наносит экономического ущерба розничным заведениям и даже оказывает позитивное воздействие. 

В 43 –х странах мира введен запрет на выкладку табачных изделий в местах продажи и успешно работает в Австралии, Новой Зеландии, Великобритании, Франции, Ирландии, Исландии, Норвегии, Финляндии, Хорватии, Таиланде, Индии, многих других странах дальнего зарубежья. 
Из стран СНГ такой запрет действует в Грузии, Беларусь, России, Таджикистане, Туркменистане. Законодательно он недавно был принят, но еще не вступил в силу в Армении, Молдове и Казахстане.

В целях защиты нашей молодежи от табака, законотворителям предлагается предусмотреть в законопроекте полный запрет рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табачной продукции. Данная норма послужит существенному снижению уровня курения среди молодежи и является единственным способом противостоять активному продвижению табака.

В торговых точках необходимо исключить рекламу, стимулирование продажи и спонсорства табачной продукции. 

Насимжон АЛИМОВ

председатель Совета Национальной ассоциации

негосударственных некоммерческих

организаций Узбекистана (НАННОУз),

кандидат экономических наук, доцент.

  • Просмотров
    880
  • Распечатать
  • Поделиться
← Обратно к перечню публикаций

Оставьте свой комментарий

Введите ответ примера на картинке

+