Внешний долг работает на экономику

15.09.2020, 10:33

Внешний долг работает на экономику

Пристальное внимание в своей деятельности УзЛиДеП и ее фракция в Законодательной палате Олий Мажлиса, особенно в период противодействия коронавирусной пандемии, продолжают уделять организации прямого диалога с жителями всех регионов.

В ходе встреч с партийным активом и избирателями с соблюдением всех санитарно-гигиенических требований в формате видео-конференций или онлайн-встреч затрагиваются актуальные вопросы реализации первоочередных мер по борьбе с коронавирусом, проведения мероприятий по снижению негативного воздействия пандемии на отрасли экономики. Несмотря на общепланетарные упадочные процессы, связанные с распространением COVID-19, системная и последовательная реализация важнейших приоритетов программы социально-экономического развития страны привела в Узбекистане к устойчивым темпам экономического роста. Так, на фоне замедления темпов роста и усиливающихся кризисных явлений в мировой экономике по итогам первого полугодия 2020 года объем ВВП республики в текущих ценах составил 255,3 триллиона сумов, или 0,2 процента по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В результате принятых мер по предотвращению распространения новой инфекции исполнение доходов Государственного бюджета за шесть месяцев 2020 года составило 58,2 триллиона сумов, или 45,3 процента по отношению к утвержденным годовым параметрам. За отчетный период достигнуто увеличение поступления средств на 15 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Основным фактором, способствовавшим увеличению расходов, стало финансирование мероприятий по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, социальной поддержке населения в условиях пандемии, а также предпринимательства, обеспечению устойчивого функционирования разных секторов экономики. В частности, по состоянию на 1 июля из Антикризисного фонда выделены средства в размере 5,6 триллиона сумов. Благодаря принятым мерам по поддержке населения и субъектов предпринимательства в период коронавирусной пандемии 7 669 малых фирм, субъектов малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей получили преференции в размере 132,7 миллиарда сумов за продление срока уплаты налогов на имущество, землю и воду до 1 октября 2020 года.

Данные тенденции характерны и в разрезе регионов. По итогам первого полугодия наибольший вклад в формирование ВВП Узбекистана внесли Ташкент, удельный вес которого в экономике страны составил 16 процентов, а также Ташкентская (10,4 процента) и Навоийская (8,7 процента) области. Рост регионального валового продукта (ВРП) отмечен в Ташкентской и Навоийской областях, соответственно, на 1,5 процента до 26,5 триллиона сумов и на 4,3 процента до 22,1 триллиона сумов. Самые высокие показатели ВРП на душу населения, при этом опережающие уровень среднедушевого ВВП страны, равный 7,5 миллиона сумов, отмечены в Навоийской области (22,1 миллиона сумов), Ташкенте (15,7 миллиона сумов) и Ташкент¬ской области (почти 9 миллионов сумов).

В период с января по июнь текущего года общий объем освоенных иностранных инвестиций составил 4,8 миллиарда долларов, в том числе прямые иностранные инвестиции — 3,2 миллиарда долларов и иностранные кредиты под государственную гарантию — 1,6 миллиарда долларов. При этом объем освоения прямых иностранных инвестиций в основной капитал составил 2,6 миллиарда долларов с темпом роста к аналогичному показателю 2019 года в 1,2 раза. Доля освоенных прямых иностранных инвестиций в общем объеме инвестиций выросла до 29,5 процента.

Наиболее высокая динамика роста прямых иностранных инвестиций в первом полугодии в разрезе регионов наблюдается в Наманганской (1,6 раза), Ташкентской (1,6 раза), Кашкадарьинской (1,5 раза) и Сырдарьинской (1,4 раза) областях.

Положительные оценки состояния экономики Узбекистана дают и международные структуры. В макроэкономическом отчете Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) отмечается, что в Узбекистане по итогам года будет зафиксирован рост ВВП в 1,5 про-цента, несмотря на глобальный экономический спад, вызванный вспышкой пандемии коронавируса. Далее банк прогнозирует рост экономики Узбекистана на уровне 6,5 процента в 2021 году на фоне восстановления экспорта и роста внутреннего спроса.

Партийный актив и депутаты от УзЛиДеП отслеживают цифры по состоянию внешнего долга Узбекистана. В частности, согласно данным Министерства финансов страны, по предварительным оценкам, в первой половине 2020 года внешний долг Узбекистана увеличился на 1,6 миллиарда долларов, или 10,5 процента по сравнению с началом года и на 1 июля текущего достиг 17,31 миллиарда долларов, или 30,3 процента ВВП. Внутренний долг страны увеличился на 6,2 процента в годовом исчислении и составил 2,1 миллиарда долларов.

УзЛиДеП считает, что рост долга является объективным процессом реформ, в которых остро нуждается экономика Узбекистана, полностью отвечает интересам роста предпринимательской активности населения и повышения его уровня доходов. По оценкам Всемирного банка, меры, предпринятые правительством в 2017 году по либерализации экономики, способствуют устранению ограничений в бизнесе. Ранее, по мнению ВБ, осуществление реформ в Узбекистане было затруднено отсутствием иностранной валюты, высокими импортными пошлинами и налоговыми ставками. Динамика государственного долга объясняется несколькими факторами, а именно финансированием стратегических инвестиционных проектов под государственные гарантии, наличием соглашений о внешних заимствованиях, размещением государственных ценных бумаг, использованием евробондов, обслуживанием государственного внешнего долга.

За последние годы увеличение государственного долга было связано с привлечением заемных средств для решения неотложных социальных задач и реализации стратегически значимых проектов. Среди них привлечение долгосрочных внешних заемных средств для реализации проектов, направленных на улучшение условий жизни населения, крупных инвестиционных и инфраструктурных проектов, имеющих стратегическое значение и направленных на обеспечение устойчивого экономического роста.

Средства, привлеченные от имени правительства, направляются, например, на строительство завода по производству синтетического жидкого топлива (1,1 миллиарда долларов). Проект обеспечит Узбекистану дополнительное производство 1,52 миллиона тонн топлива и создаст более 1 300 рабочих мест. 407 миллионов долларов направлено на строительство и модернизацию Тахиаташской, Навоиийской и Туракурганской тепловых электростанций. Это позволит стабилизировать электроснабжение сразу в нескольких областях страны.

Государственные гарантии, выданные в рамках реализации крупных инвестиционных программ государственных предприятий («Узбекистан темир йуллари», «Узбекистан хаво йуллари», «Узбекнефтегаз» и другие), реализуемых за счет средств Фонда реконструкции и развития и банков, составляют 97 процентов внутреннего государственного долга. Средства, привлеченные за счет евробондов, размещены на депозиты банков. Это позволяет финансировать инвестиционные проекты по рыночным ставкам.

С начала этого года уже введены в эксплуатацию 494 проекта: 28 крупных производственных предприятий и 466 промышленных объектов регионального значения. В целом до конца года предусматривается сдача в эксплуатацию более двух тысяч объектов социального, инфраструктурного и производственного назначения: 206 новых крупных производственных мощностей, 240 производственных объектов регионального значения, а также порядка 1,6 тысячи социальных и инфраструктурных объектов.

В УзЛиДеП считают, что Узбекистан предпринимает все необходимые меры в направлении эффективного использования внешних и внутренних заимствований. Продолжается работа по созданию новой системы независимого мониторинга государственного долга, которая будет контролировать средства с момента их получения до расходования. Кроме того, в целях улучшения системы управления государственным долгом в соответствии с международными стандартами разрабатываются дополнительные меры по формированию механизмов эффективного использования заемных средств.

Во внешнем долге наряду с определенными вызовами партийцы видят такие положительные меха-низмы, как восстановление общего бюджета государства, стимулирование определенных сегментов экономики, приток дополнительных инвестиций. При этом устойчивое и своевременное выполнение долговых обязательств способствует укреплению международного рейтинга государства.

Несмотря на динамику роста, за последние годы государственный долг Узбекистана по международ-ным стандартам (33,6 процента к ВВП), в том числе внешний долг (23,8 процента к ВВП), остается на умеренном уровне. Согласно отчету известной международной структуры «Fitch», суверенный рейтинг страны подтвержден на уровне «ВВ-», прогноз «стабильный».

По мнению экспертов УзЛиДеП, безопасный для макроэкономической стабильности страны уровень государственного долга Узбекистана составляет около 50 процентов к ВВП. Критическим уровнем задолженности в соотношении с ВВП, согласно требованиям МВФ, считается порог в 60 процентов от ВВП. В МВФ считают, что погашение этого порога идет за счет перебрасывания ресурсов вместо использования их для внутренних нужд и оздоровления экономики.

УзЛиДеП считает важным продолжить курс на обеспечение финансовой стабильности в условиях противодействия пандемии коронавируса с особым акцентом на поддержку населения и развитие предпринимательства. Необходимо и далее обеспечивать доступ всех слоев населения к медицинскому обслуживанию, лекарствам, продуктам питания. В экономической политике требуется обеспечить эффективное использование внешнего долга, что улучшит общее экономическое положение Узбекистана, рассматривая его как дополни-тельные финансовые ресурсы. Проведение политики заимствования должно сопровождаться четким пониманием пределов государственного долга и стимулированием дополнительных способов наполнения Государственного бюджета.

 Актам ХАИТОВ,

заместитель Спикера Законодательной палаты

Олий Мажлиса, руководитель фракции УзЛиДеП

  • Просмотров
    836
  • Распечатать
  • Поделиться
← Обратно к перечню публикаций

Оставьте свой комментарий

Введите ответ примера на картинке

+