О мерах по коренному повышению роли институтов гражданского общества в процессе демократического обновления страны

04.05.2018, 17:32

О мерах по коренному повышению роли институтов гражданского общества в процессе демократического обновления страны
Указ
 
Президента Республики Узбекистан
 
За последнее время реализованы значительные меры по повышению роли и значения, общественной активности негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества в осуществлении демократических преобразований во всех сферах жизни общества и государства.
 
Принято более 200 нормативно-правовых актов, направленных на повышение эффективности деятельности негосударственных некоммерческих организаций, создана необходимая институциональная база для их всемерной поддержки.
 
Функционирующие на сегодняшний день более 9 200 негосударственных некоммерческих организаций выполняют важную роль в защите прав и законных интересов физических и юридических лиц, демократических ценностей, достижении социальных, культурных и образовательных целей.
 
Вместе с тем положение дел в данной сфере свидетельствует о наличии ряда системных проблем и недостатков, препятствующих активному участию негосударственных некоммерческих организаций в проводимых широкомасштабных реформах, повышении политической культуры, правосознания граждан, удовлетворении их духовных и иных нематериальных потребностей. В частности:
 
первое, не налажены механизмы эффективного и конструктивного диалога государства с гражданским обществом, не осуществляется системный анализ нужд негосударственных некоммерческих организаций, не созданы эффективные площадки для обмена мнениями по важнейшим вопросам дальнейшего государственного и общественного развития;
 
второе, низкий уровень вовлеченности негосударственных некоммерческих организаций в разработку и реализацию программ социально-экономического развития, нормативно-правовых актов не позволяет глубоко изучать и учитывать интересы всех социальных групп, представляемые различными негосударственными некоммерческими организациями;
 
третье, несмотря на создание достаточной законодательной базы, социальное партнерство не смогло превратиться в эффективный механизм взаимодействия между государственными органами и негосударственными некоммерческими организациями, направленный на решение широкого спектра социальных проблем граждан, реальное продвижение их инициатив и современных идей, особенно молодежи;
 
четвертое, не должным образом реализуются меры государственной поддержки и поощрения деятельности активных, самоинициативных негосударственных некоммерческих организаций, предлагающих инновационные идеи по дальнейшему социально-экономическому, общественно-политическому развитию страны;
 
пятое, нормы законодательства, регулирующие процедуры регистрации негосударственных некоммерческих организаций, порядок их деятельности, предусматривают излишние бюрократические требования и препоны, являются устаревшими и не отвечают современным требованиям;
 
шестое, применяемые органами исполнительной власти методы организации межведомственного взаимодействия, направленного на всестороннюю поддержку деятельности негосударственных некоммерческих организаций, являются неэффективными, отсутствуют единые механизмы обмена данными и информацией между государственными органами;
 
седьмое, состояние материально-технической обеспеченности негосударственных некоммерческих организаций все еще остается неудовлетворительным, выделяемые государством средства на поддержку институтов гражданского общества не позволяют реализовывать среднесрочные и долгосрочные масштабные и общереспубликанские проекты и программы.
 
В целях коренного повышения роли и значения институтов гражданского общества во всестороннем и опережающем развитии страны, усиления их взаимодействия с органами государственной власти и управления, а также последовательной реализации задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах:
 
1. Создать Консультативный совет по развитию гражданского общества при Президенте Республики Узбекистан (далее – Консультативный совет) в составе согласно приложению.
 
2. Основными задачами Консультативного совета определить:
 
налаживание системного и эффективного диалога государства и институтов гражданского общества на высшем уровне в качестве современной, демократической и транспарентной площадки по консолидации их усилий, направленных на дальнейшее опережающее и всестороннее развитие страны;
 
выработку предложений по определению стратегических направлений и формированию национальной модели развития гражданского общества на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
 
обсуждение актуальных вопросов, волнующих гражданское общество и широкую общественность, а также систематическое информирование Президента Республики Узбекистан о состоянии и тенденциях развития данного сектора;
 
подготовку предложений по внедрению современных механизмов эффективного взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества, мер поддержки и поощрения их деятельности;
 
инициирование с участием научных и экспертных кругов организации фундаментальных и прикладных исследований в области развития гражданского общества, организацию систематического изучения, обобщения и анализа общественного мнения о государственной политике в области развития гражданского общества и ее практических результатах;
 
внесение предложений Президенту Республики Узбекистан по вопросам совершенствования организационно-правовых и экономических основ деятельности институтов гражданского общества, осуществления социального партнерства и общественного контроля, создания благоприятных условий для расширения их участия в общественном управлении;
 
разработку индикаторов оценки развития гражданского общества, уровня взаимодействия его институтов с государственными органами, а также их вклада в социально-экономическое развитие страны, организацию подготовки на их основе периодических и специальных, в том числе альтернативных докладов;
 
содействие институтам гражданского общества в развитии их международного сотрудничества, изучении прогрессивного международного опыта и его внедрении в условиях Узбекистана.
 
3. Определить, что:
 
деятельность Консультативного совета координируется непосредственно Президентом Республики Узбекистан;
 
организационное обеспечение деятельности Консультативного совета осуществляется Независимым институтом по мониторингу формирования гражданского общества.
 
4. Установить, что с 1 июня 2018 года:
 
порядок согласования с регистрирующим органом мероприятий негосударственных некоммерческих организаций заменяется порядком уведомления о планируемых мероприятиях;
 
денежные средства и имущество, поступившие от иностранных государств, международных и иностранных организаций, граждан иностранных государств либо по их поручению от других лиц на счета негосударственных некоммерческих организаций для реализации задач, предусмотренных их уставами (положениями), используются без каких-либо препятствий после согласования их получения с регистрирующим органом в установленном порядке;
 
поступление грантовых средств для негосударственных некоммерческих организаций в Республике Узбекистан осуществляется на их специально открытые счета в любых банковских учреждениях страны;
 
ставка единого социального платежа для негосударственных некоммерческих организаций, формирующих фонд оплаты труда за счет поступивших средств, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливается в размере не более 15 процентов;
 
ежегодная совокупная сумма административных расходов, а также выплат членам попечительского совета и ревизионной комиссии общественного фонда вознаграждения и компенсации расходов, связанных с исполнением ими своих функций, не должна превышать 30 процентов от суммы всех расходов фонда;
 
пенсия выплачивается в полном размере пенсионерам – работникам негосударственных некоммерческих организаций при условии, что их деятельность в данных организациях является единственным местом работы.
 
5. Министерству юстиции Республики Узбекистан:
 
а) в срок до 1 января 2019 года совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций Республики Узбекистан разработать и внедрить электронную систему, обеспечивающую возможность подачи в электронном виде документов по:
 
государственной регистрации, перерегистрации негосударственных некоммерческих организаций и их символики;
 
уведомлению о проведении планируемых мероприятий негосударственных некоммерческих организаций;
 
ежегодным отчетам негосударственных некоммерческих организаций о своей деятельности;
 
согласованию негосударственными некоммерческими организациями получения денежных средств и имущества от иностранных государств, международных и иностранных организаций, граждан иностранных государств либо по их поручению от других лиц.
 
б) в двухмесячный срок:
 
разработать и внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан Порядок мониторинга и изучения деятельности негосударственных некоммерческих организаций, предусматривающий определение видов, сроков, периодичности и других процедур их проведения;
 
совместно с Министерством финансов, Государственным налоговым комитетом и Государственным комитетом Республики Узбекистан по статистике принять меры по упрощению форм отчетности негосударственных некоммерческих организаций, предоставляемых в регистрирующие, налоговые органы и органы статистики, а также порядка их предоставления.
 
6. Определить, что все проекты нормативно-правовых актов, затрагивающие права и законные интересы негосударственных некоммерческих организаций, в обязательном порядке согласовываются с Национальной ассоциацией негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана.
 
7. Председателю Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимам областей и города Ташкента в двухмесячный срок создать общественные фонды по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента и предусмотреть, начиная с 2019 года, выделение необходимых средств из бюджета Республики Каракалпакстан, местных бюджетов для дальнейшего осуществления их деятельности.
 
8. Установить, что учредителями общественных фондов по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества, создаваемых при Жокаргы Кенесе Республики Каракалпакстан, Кенгашах народных депутатов областей и города Ташкента, выступают соответственно Совет Министров Республики Каракалпакстан, хокимияты областей и города Ташкента.
 
9. Совету Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятам областей и города Ташкента совместно с Государственным комитетом Республики Узбекистан по содействию приватизированным предприятиям и развитию конкуренции в срок до 1 января 2019 года:
 
создать в центрах Республики Каракалпакстан, областей и г. Ташкента, исходя из территориальных потребностей негосударственных некоммерческих организаций, «Дома негосударственных некоммерческих организаций» на базе пустующих и неэффективно используемых объектов государственной собственности;
 
принять меры по размещению в данных зданиях вновь создаваемых, а также осуществляющих свою деятельность в социально значимых сферах негосударственных некоммерческих организаций с применением «нулевой» ставки арендной платы.
 
10. Министерству юстиции совместно с Верховным судом, Генеральной прокуратурой Республики Узбекистан в месячный срок внести предложения по пересмотру и существенному сокращению административных взысканий за нарушение законодательства в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций.
 
11. Рекомендовать Жокаргы Кенесу Республики Каракалпакстан, Кенгашам народных депутатов областей и города Ташкента, районов (городов):
 
образовать постоянно действующие комиссии по вопросам негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества;
 
ввести в практику организацию заслушивания руководителей органов государственной власти на местах по вопросам развития деятельности негосударственных некоммерческих организаций, обеспечения защиты их прав и законных интересов.
 
12. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок:
 
принять постановление об утверждении Положения о взаимодействии органов юстиции с другими органами государственного управления, органами государственной власти на местах, правоохранительными органами по выявлению негосударственных некоммерческих организаций, нарушающих законодательство и занимающихся запрещенной деятельностью;
 
пересмотреть и утвердить в новой редакции Положение о порядке контроля за приемом, учетом, адресным распределением и целевым использованием грузов гуманитарной помощи и мониторинга гуманитарных проектов, приняв меры по упрощению процедуры и сокращению сроков принятия решений о получении гуманитарной помощи, а также определения единого уполномоченного органа в данной сфере;
 
разработать и внести проект нормативно-правового акта по развитию движения волонтеров (добровольцев) в Республике Узбекистан.
 
13. Заинтересованным министерствам и ведомствам в пределах действующей штатной численности определить одного из заместителей руководителя ответственным по взаимодействию с негосударственными некоммерческими организациями.
 
14. Согласиться с предложением Министерства юстиции Республики Узбекистан, Национальной ассоциации негосударственных некоммерческих организаций Узбекистана и Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества об учреждении нагрудного знака «За вклад в развитие гражданского общества», вручаемого представителям общественных структур и инициативным гражданам, внесшим достойный вклад в развитие негосударственного некоммерческого сектора в стране, за работу и достижения, результаты которых оказали значительное влияние на формирование и развитие гражданского общества.
 
15. Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок принять правительственное решение об утверждении Положения о нагрудном знаке «За вклад в развитие гражданского общества».
 
16. Рекомендовать Парламентской комиссии по управлению средствами Общественного фонда по поддержке негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества при Олий Мажлисе Республики Узбекистан утвердить Положение о порядке проведения конкурса и предоставления ежегодной премии, выдаваемой негосударственным некоммерческим организациям за осуществление успешной социально значимой деятельности.
 
17. Узбекскому агентству по печати и информации, Национальному информационному агентству Узбекистана, Национальной телерадиокомпании Узбекистана обеспечить регулярное и широкое освещение среди населения практической деятельности негосударственных некоммерческих организаций.
 
18. Министерству юстиции совместно с заинтересованными ведомствами в двухмесячный срок внести в Кабинет Министров Республики Узбекистан предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.
 
Министерствам и ведомствам в месячный срок привести принятые ими ведомственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Указом.
 
19. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., государственных советников Президента Республики Узбекистан Иноятова Р.Р. и Камилова Р.Т.
 
Президент Республики Узбекистан                                                                Ш.МИРЗИЁЕВ
 
Город Ташкент,
4 мая 2018 года.
  • Просмотров
    2336
  • Распечатать
  • Поделиться
← Обратно к перечню публикаций

Комментарии

Фаррухбек Қабулов Урганч туманида Якка тадбиркор, O`zLiDeP аъзоси 2018-05-08 17:09:52

Муҳтарам Президентимиз томонидан имзоланган мазкур фармон Мамлакатнинг ҳар томонлама ва жадал ривожланишида фуқаролик жамияти институтларининг роли ва аҳамиятини тубдан ошириш, уларнинг давлат ҳокимияти ва бошқаруви органлари билан ҳамкорлигини кучайтиришда муҳим аҳамият касб этади.


Жахонгир Хужамкулов. ЎзЛиДеП Самарқанд вилоят Кенгаши Ташкилий-партиявий ишлар бўлими мудири2018-05-08 15:36:41

Мазкур Фармон нодавлат нотижорат ташкилотлари фаолиятини ҳар томонлама қўллаб-қувватлашга қаратилган ижро этувчи ҳокимият органлари томонидан қўлланилаётган идоралараро ҳамкорлик усуллари самарадорлигига, давлат органлари ўртасида маълумотлар ва ахборот алмашишнинг ягона механизмлари ишлаб чиқилишида муҳим ўрин тутади


А. Бердиев Шеробод туман Кенгаши депутати2018-05-08 09:52:04

Президентимиз томонидан имзоланган ушбу фармон мамлакатимизни демократик жиҳатдан ривожланиши қолаверса нодавлат нотижорат ташкилотларининг фаолиятини янада кучайтиради


Ш. Хўжаназаров O`zLiDeP Шеробод туман Кенгаши аппарат рахбари 2018-05-08 09:49:43

Президентимиз томонидан имзоланган ушбу фармон мамлакатимизни демократик жиҳатдан ривожланиши қолаверса нонодавлат нотижорат ташкилотларининг ҳуқуқлари ва қонуний манфаатларига дахлдор бўлган барча норматив-ҳуқуқий ҳужжатлар лойиҳалари мажбурий тартибда Ўзбекистон нодавлат нотижорат ташкилотлари миллий ассоциацияси билан келишилиши ривожланиш фаолиятини янада кучайтиради.


O'rol Bobomurotov2018-05-07 22:38:06

Aholini xuquqiy madaniyatini oshirish eng birlamchi vazifa deb bilaman bu islohotlarda. Chunki xar qanday qonunlarni ijrosi va xayotga tadbiqi o'zbek xalqining xuquqiy ongi va savodxonligiga asoslanadi. Yuqorida aytilganidek bu borada jamoatchilik nazoratini kuchaytirish katta samara beradi. Yurt farovonligi uchun ishlab chiqilayotgan xar qanday qonunni uning negizi bo'lgan mantiqqa bo'ysundirish lozim. Ushandagina kozlangan natija va samaraga erishish mumkin. Zero xalq farovonligi va yurt taraqqoyoti yolida xizmat qilish xar birimizning vijdon va xalq oldidagi muqaddas burch va farzimizdir


Сайфудинова Джамила Бадридиновна, O’zLiDeP Самарқанд вилоят Кенгаши Сиёсий таълим маркази раҳбари 2018-05-07 18:30:44

Нодавлат нотижорат ташкилотлар фаолиятининг самарадорлигини оширишга қаратилган 200 дан ортиқ норматив-ҳуқуқий ҳужжатлар орасида Ўзбекистон Республикаси Олий Мажлиси Қонунчилик палатасидаги ЎзЛиДеП фракцияси ташшаббуси тартибида 3 январь 2007 йилда қабул қилинган “Нодавлат нотижорат ташкилотлари фаолиятининг кафолатлари тўғрисидаги” ҳамда кўп таклиф-мулоҳаза ва муҳокамалар асосида жорий йилнинг 12 апрель кунида қабул қилинган “Жамоатчилик назорати тўғрисида”ги Ўзбекистон Республикаси Қонунлари муҳим аҳамият касб этади. “Мамлакатни демократик янгиланиш жараёнида фуқаролик жамияти институтларининг ролини тубдан ошириш чора-тадбирлари тўғрисида”ги Президент Фармонининг қабул қилиниши ҳуқуқий демократик давлат ва фуқаролик жамиятини янада ривожлантиришга қаратилган муҳим ҳуқуқий одим бўлиб хизмат қилади. Фармонда бугунги кунда 9 200 дан зиёд фуқаролик жамиятининг ғишти ҳисобланмиш нодавлат нотижорат ташкилотларининг демократик янгиланишлар жараёнидаги фаол иштирокига тўсқинлик қилаётган қатор тизимли муаммо ва камчиликларнинг қайд этилиши ва уларни бартараф этиш чоралари, шунингдек фуқаролик жамиятини ривожлантиришга ҳисса қўшаётган фидойиларнинг рағбатлантирилиши юзасидан белгиланган вазифалар, албатта давлат ва жамият қурилишида олиб борилаётган ислоҳотларимизни юксалишига имконият яратади.


Хоразм вилояти Боғот туман Кенгаши ижрочи котиби С.Худайберганов2018-05-07 18:22:02

Фармонда белгиланган Ўзбекистон Матбуот ва ахборот агентлиги, Ўзбекистон Миллий ахборот агентлиги, Ўзбекистон Миллий телерадиокомпанияси нодавлат нотижорат ташкилотларининг амалий фаолияти аҳоли орасида мунтазам равишда ва кенг ёритилишини белгиланганлиги ННТ ривожланишига катта ҳисса қўшади.


Хоразм вилояти Боғот туман Кенгаши аппарат раҳбари М.Машарипов2018-05-07 18:17:21

Нодавлат нотижорат ташкилотлари фаолиятини ривожлантиришга қаратилган ишлардан хурсандман.


O'zLiDeP Янгиобод туман Кенгашидаги туман ҳокимлиги БПТ раиси Сардор Турдиқулов2018-05-07 16:13:36

Давлатимиз рахбари томонидан қабул қилинган ушбу фармоннинг мазмун моҳиятини кенг омма эътиборига етказиш мақсадида 2018 йил 8 май куни туман ҳокимлигида давра суҳбати ташкил этиш режалаштирилган.


O'zLiDeP Янгиобод туман Кенгаши депутатлик гуруҳи ижрочи котиби Сардор Исаев2018-05-07 16:09:32

Президентимиз томонидан имзоланган ушбу фармон мамлакатимизни демократик жиҳатдан ривожланиши қолаверса нодавлат нотижорат ташкилотларининг фаолиятини янада кучайтиради


Оставьте свой комментарий

Введите ответ примера на картинке

+