Об административных процедурах

09.01.2018, 10:46

Об административных процедурах

Закон

Республики Узбекистан

Принят Законодательной палатой 14 декабря 2017 года

Одобрен Сенатом 20 декабря 2017 года

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Цель и основные задачи настоящего Закона 

Целью настоящего Закона является регулирование отношений в области осуществления административных процедур.

Основными задачами настоящего Закона являются обеспечение верховенства закона, прав и законных интересов физических и юридических лиц в отношениях с административными органами. 

Статья 2. Законодательство об административных процедурах

Законодательство об административных процедурах состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства.

Акты законодательства, устанавливающие специальные административные процедуры, не должны ухудшать положения физических и юридических лиц. 

В случаях, когда актами законодательства, устанавливающими специальные административные процедуры, не урегулированы те или иные отношения по осуществлению административных процедур, применяются нормы настоящего Закона.

Если международным договором Республики Узбекистан установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Республики Узбекистан об административных процедурах, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Сфера применения настоящего Закона

Действие настоящего Закона распространяется на административно-правовую деятельность административных органов в отношении заинтересованных лиц, в том числе на лицензионные, разрешительные, регистрационные процедуры, процедуры, связанные с оказанием других государственных услуг, а также иную административно-правовую деятельность в соответствии с законодательством.

Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие в сфере подготовки и принятия нормативно-правовых актов, взимания налогов и других обязательных платежей, прохождения государственной службы, проведения референдумов, выборов, обороны, общественной безопасности и правопорядка, а также на оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие, иную деятельность, связанную с применением мер уголовного принуждения, судопроизводство, производство по делам об административных правонарушениях.

На отношения, входящие в сферу применения настоящего Закона, законодательство об обращениях физических и юридических лиц не распространяется.

Статья 4. Основные понятия

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

заинтересованное лицо – лицо, которому адресован принимаемый административный акт или административное действие, а также права и законные интересы которого затрагиваются или могут быть затронуты административным актом или административным действием;

административное производство – урегулированный административной процедурой процесс рассмотрения административного дела, принятия административного акта, его пересмотра по административной жалобе, а также исполнения административного акта; 

административное усмотрение (дискреционное полномочие) – право административного органа применить по своему усмотрению одну из допустимых в рамках законодательства мер или воздержаться от применения соответствующей меры на основе собственной оценки правомерности и целесообразности;

административные органы – органы, наделенные административно-управленческой компетенцией в сфере административно-правовой деятельности, включая органы государственного управления, органы исполнительной власти на местах, органы самоуправления граждан, а также иные организации и специально образованные комиссии, уполномоченные на осуществление данной деятельности;

административная процедура – процессуальные правила, регламентирующие административно-правовую деятельность административных органов;

административные действия – юридически значимые действия (бездействие) административного органа в отношении физических и юридических лиц, совершенные в сфере административно-правовой деятельности, не являющиеся административными или процессуальными актами; 

административный акт – мера воздействия административного органа, направленная на создание, изменение или прекращение публичных правоотношений и порождающая определенные правовые последствия для отдельных физических или юридических лиц либо группы лиц, выделяемой по определенным индивидуальным признакам;

административно-правовая деятельность – распорядительная деятельность, оказывающая воздействие на отдельных физических или юридических лиц либо группу лиц, выделяемую по определенным индивидуальным признакам;

процессуальный акт – акт, принимаемый административным органом в ходе административного производства, которым административное дело не разрешается по существу.

Статья 5. Основные принципы административных процедур

Основными принципами административных процедур являются: 

законность;

соразмерность;

достоверность;

возможность быть выслушанным;

открытость, прозрачность и понятность административных процедур;

приоритет прав заинтересованных лиц;

недопустимость бюрократического формализма;

содержательное поглощение;

осуществление административного производства 

в «одно окно»;

равноправие;

защита доверия;

правомерность административного усмотрения (дискреционного полномочия);

исследование.

Статья 6. Принцип законности

Административные процедуры должны осуществляться в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, настоящим Законом и иными актами законодательства.  

Статья 7. Принцип соразмерности

Меры воздействия на физических или юридических лиц, оказываемые в ходе административного производства, должны быть подходящими и достаточными для достижения законной цели, преследуемой административным органом, и наименее обременительными для заинтересованных лиц.

Статья 8. Принцип достоверности

Представленные заинтересованными лицами в ходе административного производства документы и сведения о фактических обстоятельствах считаются достоверными до тех пор, пока не доказано обратное. 

В случае возникновения сомнений в подлинности представленных заинтересованными лицами документов или сведений административный орган самостоятельно и за свой счет принимает меры для проверки их достоверности.

В ходе административного производства запрещается требовать от заинтересованных лиц представления дополнительных материалов, удостоверяющих достоверность представленных ими документов или сведений, если такое требование не установлено законом.

Статья 9. Принцип возможности быть выслушанным

Административный орган обязан предоставить заинтересованному лицу возможность выразить свое мнение по всем обстоятельствам, имеющим значение для принятия административного акта.

Статья 10. Принцип открытости, прозрачности и понятности административных процедур

Административные процедуры должны быть открытыми, прозрачными и понятными для заинтересованных лиц.

Административные органы обязаны обеспечить свободный доступ к информации об административных процедурах способами, установленными законодательством об открытости деятельности органов государственной власти и управления.

Статья 11. Принцип приоритета прав заинтересованных лиц

Все неустранимые противоречия и неясности законодательства, возникающие в ходе административного производства, толкуются в пользу заинтересованных лиц при отсутствии разногласий между данными заинтересованными лицами.

Статья 12. Принцип недопустимости бюрократического формализма

Административным органам запрещается обременять заинтересованных лиц обязанностями, отказывать им в предо-ставлении прав или ограничивать их права иным образом лишь с целью соблюдения формальных правил и требований.

Несоблюдение заинтересованным лицом формальных правил и требований не может служить основанием для принятия неблагоприятного административного акта, если заинтересованное лицо действовало добросовестно, исполнило свои обязанности по содержанию и допущенные нарушения формальных правил и требований не препятствуют правильному разрешению административного дела по существу.

Статья 13. Принцип содержательного поглощения 

Административные органы не вправе предъявлять заинтересованным лицам требования, которые уже были ими выполнены в рамках других действий.

Если документы и сведения, представленные административному органу, по смыслу включают в себя содержание других необходимых документов, то последние не могут быть истребованы дополнительно или отдельно.

Если осуществленная административная процедура включает в себя по смыслу также и другие административные процедуры, то в случаях, предусмотренных законодательством, считается, что они также были осуществлены.

Статья 14. Принцип осуществления административного производства в «одно окно»

В случаях, когда административному органу для осуществления административной процедуры требуется получение документов и сведений от других административных и иных органов, административное производство осуществляется по принципу «одно окно», при котором административный орган получает необходимые документы и сведения самостоятельно, без участия заинтересованных лиц посредством межведомственного взаимодействия, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Статья 15. Принцип равноправия

Административным органам запрещается проявлять неравный подход при разрешении административных дел, имеющих одинаковые фактические обстоятельства. 

Не допускается разрешать одинаковым образом административные дела, существенно различающиеся по фактическим обстоятельствам.

Административный орган обязан осуществлять административное усмотрение (дискреционное полномочие) одним и тем же способом. Настоящее положение не исключает изменения сложившейся административной практики, связанной с осуществлением административного усмотрения (дискреционного полномочия).

Статья 16. Принцип защиты доверия

Доверие добросовестно действующих заинтересованных лиц к административному акту охраняется законом. 

Административные органы обязаны уважать законные ожидания заинтересованных лиц, обусловленные сложившейся административной практикой. Изменение сложившейся административной практики должно быть оправдано общественными интересами, носить общий характер и быть устойчивым.

Статья 17. Принцип правомерности административного усмотрения (дискреционное полномочие)

Административный орган обязан осуществлять административное усмотрение (дискреционное полномочие) в пределах, установленных законодательством.

Принятие административных актов и совершение административных действий на основе административного усмотрения (дискреционного полномочия) должны соответствовать цели данного полномочия.

Статья 18. Принцип исследования

Административный орган обязан всесторонне, полно и объективно исследовать все фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела.

В случае необходимости административный орган, не ограничиваясь доказательствами, представленными заинтересованными лицами, вправе по собственной инициативе собрать дополнительные доказательства в установленном законодательством порядке.

Статья 19. Применение принципов административных процедур

Административные акты и административные действия должны соответствовать принципам административных процедур.

Несоответствие принципам административных процедур влечет отмену или пересмотр административных актов и админи-стративных действий.

Глава 2. Общие правила административных процедур

Статья 20. Подведомственность административных дел

Административные органы осуществляют административное производство по вопросам, отнесенным к их компетенции законодательством.

Споры о подведомственности административных дел разрешаются органом, который является вышестоящим для административных органов или специально уполномоченным органом.

Статья 21. Межведомственное взаимодействие

Межведомственное взаимодействие осуществляется на основании запроса о содействии административного органа в установленном законодательством порядке. Не считаются межведомственным взаимодействием отношения между административными органами, находящимися в отношениях подчиненности.

Запрос о содействии административного органа должен быть направлен в уполномоченный административный орган, который в состоянии наиболее эффективным способом оказать соответствующее содействие.

Отсутствие ответа на запрос о содействии административного органа не должно препятствовать разрешению административного дела.

Статья 22. Участники административного производства

Участниками административного производства являются:

административный орган;

лицо, которому адресован принимаемый административный акт или административное действие (далее – адресат);

лицо, права и законные интересы которого затрагиваются или могут быть затронуты административным актом или административным действием (далее – третье лицо).

Административный орган может привлечь третьих лиц к участию в административном производстве по собственной инициативе или ходатайству заинтересованного лица. 

В случаях, предусмотренных законодательством, третьи лица привлекаются к участию в административном производстве в обязательном порядке.

Статья 23. Представительство в административном производстве

Юридические лица участвуют в административном производстве через своих представителей, действующих в пределах полномочий, предоставленных им законодательством, учредительными документами или доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с законом.

Физические лица могут участвовать в административном производстве непосредственно или через своих представителей, за исключением случаев, предусмотренных законодательством, где установлена необходимость их личного участия. Участие представителя не лишает физического лица права лично участвовать в административном производстве. Полномочия представителя в случаях, предусмотренных законодательством, должны быть выражены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с законом.

Представитель заинтересованного лица уполномочен на совершение от имени представляемого всех касающихся административного производства действий, а также пользуется теми же правами, которыми наделен представляемый им участник административного производства, если иное не предусмотрено в законе или документе, удостоверяющем его полномочия.

Статья 24. Права и обязанности заинтересованных лиц

Заинтересованные лица имеют право знакомиться с материалами административного дела, делать из них выписки, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, задавать вопросы другим лицам, участвующим в административном производстве, делать заявления по административному производству, заявлять ходатайства, давать устные и письменные объяснения административному органу, излагать свои доводы по всем возникающим в ходе административного производства вопросам, возражать против заявлений, ходатайств и доводов других заинтересованных лиц, обжаловать административные и процессуальные акты, а также административные действия. 

Заинтересованные лица могут иметь и иные права в соответствии с законодательством.

Заинтересованные лица должны добросовестно пользоваться предоставленными им процессуальными правами и выполнять возложенные на них законодательством обязанности.

Статья 25. Язык, на котором ведется административное производство

В административном органе административное производство ведется на узбекском, каракалпакском языках или на языке большинства населения данной местности.

Участники административного производства при необходимости могут воспользоваться услугами переводчика при участии в административном производстве и ознакомлении с материалами административного дела, а также имеют право выступать на родном языке.

Статья 26. Правопреемство в административном производстве

В случае выбытия одного из заинтересованных лиц из административного производства до принятия административного акта допускается замена данного лица его правопреемником, если такое правопреемство возможно в соответствии с законодательством. 

В случае преобразования, ликвидации или изменения наименования административного органа правопреемство допускается в соответствии с законодательством.

Для правопреемника все действия, совершенные в ходе административного производства до его вступления в административное дело, обязательны в той же мере, в какой они были бы обязательны для заинтересованного лица, которого правопреемник заменил.

Статья 27. Лица, содействующие разрешению административного дела

Лица, содействующие разрешению административного дела (свидетели, эксперты, специалисты, переводчики и другие), привлекаются к административному производству на добровольной или договорной основе административным органом по собственной инициативе или ходатайству заинтересованных лиц, а также в случаях, предусмотренных законодательством.

Административный орган обязан предупредить свидетеля, эксперта и переводчика об ответственности за дачу заведомо ложных показаний, экспертных заключений и переводов.

Статья 28. Свидетель в административном производстве

Свидетель в добровольном порядке, если иное не предусмотрено законодательством, может привлекаться к административному производству для изложения сведений, имеющих значение для принятия административного акта или освидетельствования факта осуществления каких-либо действий должностным лицом административного органа.

Свидетель по своему выбору дает устные или письменные показания. Устные показания свидетеля излагаются административным органом в соответствующем протоколе.

Статья 29. Эксперт в административном производстве 

Для дачи заключения по вопросам, требующим специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, административный орган может назначить экспертизу. 

При назначении экспертов и определении круга вопросов, которые должны быть разъяснены экспертами, учитывается мнение всех участников административного производства.

Эксперт имеет право знакомиться с материалами административного дела, относящимися к предмету экспертизы, выписывать из них необходимые сведения или снимать копии, задавать вопросы лицам, участвующим в административном производстве, и свидетелям, принимать участие в осмотре на месте, аттестационно-экзаменационных мероприятиях и иных действиях, направленных на проведение экспертной оценки. Эксперт может отказаться от дачи заключения, если представленные ему материалы недостаточны для проведения экспертизы или он не обладает необходимыми знаниями для выполнения возложенной на него обязанности.

По результатам своих исследований эксперт представляет экспертное заключение. По требованию административного органа или других участников административного производства эксперт должен дать дополнительные разъяснения по заключению.

Статья 30. Специалист и переводчик в административном производстве

Специалист привлекается к административному производству для содействия административному органу в обнаружении и закреплении доказательств либо дачи разъяснений в форме мнения. Специалист имеет право отказаться от участия в административном производстве, если он не обладает необходимыми знаниями и навыками.

Переводчиком является лицо, владеющее языками, в том числе знаками глухонемых, знание которых необходимо для перевода. 

Статья 31. Обстоятельства, исключающие возможность участия в административном производстве 

Должностное лицо административного органа не вправе принимать участие в административном производстве от имени административного органа, если оно:

является заинтересованным лицом в данном административном производстве;

состоит (состояло) в родстве или свойстве с лицом, являющимся одним из заинтересованных лиц, участвующих в административном производстве;

является представителем одного из заинтересованных лиц, участвующих в административном производстве, либо ранее участвовало в качестве такового в том же административном производстве;

выступает или ранее выступало в качестве лица, содействующего разрешению административного дела, в данном административном производстве;

иным образом лично, прямо или косвенно заинтересовано в исходе разрешения административного дела, или имеются другие обстоятельства, вызывающие сомнение в его беспристрастности.

Лицам, содействующим разрешению административного дела, отвод может быть заявлен в соответствии с абзацами вторым, третьим, четвертым и шестым части первой настоящей статьи, а также на основании того, что они ранее давали заключение по обстоятельствам данного административного дела, либо находятся в служебной или иной зависимости от должностного лица административного органа, рассматривающего административное дело, других участников административного производства или их представителей.

Статья 32. Отвод

Заинтересованные лица, участвующие в административном производстве, вправе при наличии одного из оснований, предусмотренных в статье 31 настоящего Закона, в письменной форме заявить отвод должностному лицу административного органа и лицам, содействующим разрешению административного дела.

Отвод должен быть мотивированным и может быть заявлен на любой стадии административного производства до принятия административного акта.

Заявление об отводе должностного лица административного органа подается должностному лицу, которому заявляется отвод, либо председателю коллегиального органа при осуществлении административного производства коллегиальным органом. Должностное лицо административного органа, принявшее заявление об отводе, должно в течение одного рабочего дня приостановить рассмотрение административного дела и передать заявление об отводе на рассмотрение лицу, уполномоченному принимать решение об отводе.

Решение по заявлению об отводе принимает непосредственный руководитель того должностного лица, которому был заявлен отвод, а в случае, если отвод заявлен руководителю административного органа, – вышестоящий орган или иной уполномоченный орган. 

В случае осуществления административного производства коллегиальным органом решение по заявлению об отводе принимается простым большинством голосов членов этого органа. В голосовании по рассмотрению вопроса об отводе не участвует тот член коллегиального органа, которому был заявлен отвод. Если отвод заявлен всему составу коллегиального органа, решение об отводе принимается этим же органом в полном составе простым большинством голосов.

Заявление об отводе лиц, содействующих разрешению административного дела, подается должностному лицу административного органа, осуществляющему административное производство, который принимает соответствующее решение по данному заявлению.

Решение по заявлению об отводе должно быть принято не позднее чем в течение одного рабочего дня с момента подачи заявления об отводе.

В случае удовлетворения заявления об отводе должностного лица административного органа, члена коллегиального органа или всего состава коллегиального органа, рассматривающего административное дело, одновременно назначается лицо (коллегиальный орган), уполномоченное рассматривать данное административное дело.

При наличии одного из оснований, предусмотренных статьей 31 настоящего Закона, должностное лицо административного органа, а также лица, содействующие разрешению административного дела, обязаны немедленно заявить самоотвод.

Статья 33. Надлежащее извещение

Надлежащим извещением в административном производстве считается направление извещения заказным письмом с уведомлением о вручении или вручение его под расписку, либо извещение с использованием информационных систем, обеспечивающих фиксирование факта извещения. Временем извещения является момент получения заинтересованным лицом соответствующего извещения.

Заинтересованные лица обязаны сообщать административному органу об изменении своего адреса во время административного производства. При отсутствии такого сообщения извещения направляются по последнему известному административному органу адресу и считаются доставленными. 

В случае, если заинтересованные лица сообщали административному органу номера телефонов и факсов, электронный адрес, они должны проинформировать административный орган об их изменении во время административного производства в письменной форме или в электронной форме через информационную систему.

При невозможности вручения под расписку заинтересованному лицу лично извещение может быть вручено под расписку кому-либо из совместно с ним проживающих совершеннолетних членов семьи, либо, при отсутствии таковых, – органу самоуправления граждан или работодателю (администрации образовательного учреждения) заинтересованного лица. Лицо, принявшее извещение, обязано при первой возможности без промедления вручить его заинтересованному лицу.

Заинтересованное лицо, отказавшееся принять извещение, считается извещенным надлежащим образом. Отказ оформляется отметкой на извещении, которое возвращается в административный орган. Отметка об отказе заинтересованного лица принять извещение удостоверяется органом самоуправления граждан или работодателем (должностным лицом администрации образовательного учреждения) заинтересованного лица либо подписями не менее двух граждан. 

Административный орган несет бремя доказывания факта надлежащего извещения.

Статья 34. Доказательства в административном производстве 

Доказательствами в административном производстве являются любые данные о фактических обстоятельствах, имеющие значение для правильного разрешения административного дела. 

Должностное лицо административного органа, рассматривающее административное дело, осуществляет сбор доказательств, необходимых для объективного, всестороннего и правильного рассмотрения данного дела. 

Административный орган не вправе предъявлять требования к форме документов, представляемых в качестве доказательств участниками административного производства, за исключением случаев, когда форма документов определена законодательством.

Статья 35. Оценка доказательств 

Административный орган принимает к рассмотрению только те доказательства, которые имеют значение для правильного разрешения административного дела.

Административный орган оценивает каждое доказательство на предмет достоверности, относимости и допустимости и всю совокупность доказательств в части достаточности. 

Обстоятельства, которые по закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими средствами.

Статья 36. Сроки административного производства 

Если иное не предусмотрено законодательством, административный орган рассматривает административное дело и принимает административный акт в возможно короткие сроки, но не позднее тридцати рабочих дней со дня регистрации заявления в административном органе, а в случае принятия административного акта по инициативе административного органа – со дня надлежащего извещения адресата о начале административного производства.

Предельные сроки принятия административных актов по инициативе административных органов устанавливаются законодательством.

Срок административного производства может быть продлен административным органом в случаях, предусмотренных законом. 

Течение срока административного производства начинается со дня регистрации заявления в административном органе, а для принятия административного акта по инициативе административного органа – со дня надлежащего извещения адресата о начале административного производства.

При перенаправлении заявления уполномоченному административному органу по подведомственности течение срока административного производства начинается со дня поступления и регистрации административного дела в соответствующем компетентном административном органе. 

Сроки административного производства исчисляются днями, месяцами и годами. 

Если срок административного производства истекает в выходной (праздничный) день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Статья 37. Приостановление административного производства 

Административный орган вправе приостановить административное производство в случаях:

невозможности рассмотрения административного дела до принятия судебного решения по делу, которое рассматривается в порядке гражданского, экономического, административного или уголовного судопроизводства;

смерти физического лица, участвующего в административном производстве, если допускается правопреемство, или реорганизации юридического лица, являющегося участником административного производства;

предоставления возможности устранения ошибок и представления недостающих документов;

отсутствия по уважительным причинам заинтересованных лиц, если их участие необходимо для окончания административного производства;

назначения административным органом экспертизы по ходатайству заинтересованного лица.

Извещение о приостановлении административного производства направляется заинтересованным лицам в течение одного рабочего дня. Извещение о приостановлении административного производства считается процессуальным актом.

Приостановление административного производства влечет приостановление течения сроков административного производства.

Статья 38. Возобновление административного производства 

Административное производство возобновляется после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его приостановления. Извещение о возобновлении административного производства направляется заинтересованным лицам в течение одного рабочего дня.

Со дня возобновления административного производства течение сроков административного производства продолжается.

Статья 39. Прекращение административного производства 

Административный орган обязан прекратить административное производство, если:

административное дело не подлежит рассмотрению 

в административном органе;

административное дело с участием тех же участников административного производства, по тому же предмету и по тем же основаниям находится в производстве вышестоящего административного органа или в суде; 

административное дело перенаправлено уполномоченному административному органу, либо административное дело с теми же участниками административного производства, по тому же предмету и по тем же основаниям находится в производстве другого административного органа, уполномоченного на его разрешение; 

имеется административный акт данного административного органа, принятый по административному делу с теми же участниками административного производства, по тому же предмету и по тем же основаниям;

заявление или административная жалоба отзывается лицом, ее подавшим;

в результате изменения правового статуса (правового положения) участника административного производства принятие административного акта по административному делу становится невозможным;

отсутствуют по неуважительным причинам заинтересованные лица, если их участие необходимо для окончания административного производства;

отсутствует заинтересованное лицо и не допускается в данном случае правопреемство в результате смерти физического лица или ликвидации юридического лица, участвующего в административном производстве.

Административное производство может быть прекращено и по иным основаниям в соответствии с законодательством. 

Прекращение административного производства оформляется процессуальным актом.

Извещение о прекращении административного производства направляется заинтересованным лицам в течение одного рабочего дня.

Статья 40. Расходы, связанные с рассмотрением административного дела

Расходы, связанные с рассмотрением административного дела, несет административный орган, осуществляющий административное производство. 

Расходы, связанные с оплатой осуществления в административном производстве дополнительных действий, в том числе связанных с участием лиц, содействующих разрешению административного дела, несет тот участник административного производства, по ходатайству которого они были осуществлены.

С подаваемых в административные органы заявлений может взиматься государственная пошлина или сбор в порядке и размере, установленном законодательством. Размер сбора устанавливается в пределах затрат административного органа на рассмотрение административного дела.

С административных жалоб государственная пошлина и сбор не взимаются.

Глава 3. Административное производство

Статья 41. Основания для начала административного производства 

Основанием для начала административного производства является заявление (жалоба) заинтересованного лица или инициатива административного органа.

Административное производство считается начатым с момента регистрации заявления в административном органе.

В случае, если основанием для начала административного производства является инициатива административного органа, административное производство считается начатым с момента надлежащего извещения адресата. 

Статья 42. Содержание заявления и требования к нему

Заявление, подаваемое в административный орган, должно содержать следующие сведения: 

1) наименование административного органа, которому подается заявление;

2) фамилия, имя, отчество заявителя – физического лица, его место жительства, а если заявителем является юридическое лицо – его наименование и местонахождение (почтовый адрес), а также наименование (фамилия, имя, отчество) представителя и его адрес, если заявление подается представителем; 

3) требование заявителя;

4) перечень прилагаемых к заявлению документов (если таковые имеются); 

5) дата подачи заявления.

Заявление подписывается заявителем или его представителем. Если заявление подано представителем, к нему должна быть приложена копия доверенности или иного документа, удостоверяющего его полномочия.

В случаях, предусмотренных законодательством, заявление, подаваемое в интересах других физических и юридических лиц, кроме сведений, перечисленных в настоящей статье, должно содержать наименование лица (фамилия, имя, отчество), в интересах которого подано заявление, его адрес (почтовый адрес) и иную информацию, предусмотренную законодательством.

Законодательством могут быть предусмотрены и иные требования к заявлению и прилагаемым к нему документам. 

Административный орган не вправе требовать от заявителя представления информации или документов, а также предъявлять к заявлению и прилагаемым к нему документам требования, не предусмотренные законодательством.

Заявления, подаваемые в электронной форме, должны содержать электронный адрес и единый идентификатор заявителя, а в предусмотренных законодательством случаях – электронную цифровую подпись и иные реквизиты.

Указание в заявлении электронного адреса является согласием заявителя на получение извещений в электронной форме через информационную систему.

Физические и юридические лица вправе подавать заявления также в устной форме, кроме случаев, прямо запрещенных законодательством.

Статья 43. Регистрация заявления

Заявление, поступившее в административный орган, подлежит регистрации в тот же день. Административный орган обязан выдать заявителю соответствующий документ (отметку), подтверждающий регистрацию заявления, а в случае подачи заявления в электронной форме – подтвердить регистрацию заявления электронным сообщением, ссылкой на соответствующую запись на официальном веб-сайте административного органа или иным способом, предусмотренным законодательством. 

Отказ в регистрации заявления в административном органе не допускается.

Статья 44. Предоставление необходимой информации для подачи заявления в административный орган

Информация, необходимая для подачи заявления в административный орган, предоставляется должностным лицом или иным работником административного органа, в полномочия которого входит ее предоставление.

Справочная информация предоставляется, как правило, по вопросам:

формы заявления;

содержания заявления;

перечня документов, необходимых для подачи заявления;

последствий нарушения требований к форме и содержанию заявления;

времени приема и выдачи документов;

сроков и порядка рассмотрения заявления;

порядка обжалования административных и процессуальных актов и действий.

Административный орган обязан обеспечить доступ к образцам заявлений и иным связанным с административным производством формулярам (бланкам), а также к инструкциям по их заполнению, в том числе посредством размещения их на официальном веб-сайте административного органа.

Административный орган обязан оказать необходимое содействие заявителю в соответствии с законодательством.

Статья 45. Устранение ошибок и представление недостающих документов заявителем

Если в заявлении имеются ошибки, которые могут быть исправлены, то административный орган предоставляет заявителю возможность и срок для их исправления.

Если в приложении к заявлению отсутствуют документы, требуемые законодательством или на которые ссылается заявитель, без которых принятие административного акта невозможно, административный орган должен дать возможность заявителю представить недостающие документы, установив для этого срок.

Срок, устанавливаемый административным органом для устранения ошибок и представления недостающих документов, не может быть менее пяти рабочих дней, если иное не предусмотрено законодательством. По ходатайству заявителя административный орган должен продлить этот срок не менее чем на пять рабочих дней.

Течение срока административного производства приостанавливается на время устранения ошибок и представления недостающих документов.

Статья 46. Направление заявления заинтересованного лица уполномоченному административному органу по подведомственности 

Заявление, поступившее в административный орган, в полномочия которого не входит принятие требуемого административного акта, в срок не позднее пяти дней направляется административному органу, который в соответствии с законодательством уполномочен рассматривать административные дела, с сообщением об этом заявителю.

Статья 47. Рассмотрение административного дела в заседании административного органа

Административное дело подлежит рассмотрению в заседании административного органа (далее – заседание) в случаях, предусмотренных законодательством.

Административное дело также может быть рассмотрено в заседании по инициативе административного органа или по ходатайству заинтересованного лица.

Статья 48. Протокол заседания 

При рассмотрении административного дела в заседании в обязательном порядке ведется протокол. 

Протокол заседания должен отражать все существенные обстоятельства рассмотрения административного дела. В протоколе заседания, в частности, указывается:

1) дата и место заседания;

2) время начала и окончания заседания, сведения о перерывах в заседании;

3) наименование административного органа, фамилия, имя, отчество должностного лица административного органа либо состав коллегиального органа, рассматривающего административное дело, и секретарь заседания;

4) фамилия, имя, отчество адресата – физического лица, его место жительства, а если адресатом является юридическое лицо – его наименование и местонахождение (почтовый адрес), наименование (фамилия, имя, отчество) представителя и его адрес, если в производстве участвует представитель, а также сведения о третьих лицах, участвующих в административном производстве;

5) сведения о явке лиц, участвующих в административном производстве;

6) сведения об извещениях и причинах неявки в заседание лиц, участвующих в административном производстве;

7) сведения о разъяснении заинтересованным лицам, участвующим в административном производстве, их прав и обязанностей;

8) процессуальные акты должностного лица административного органа либо председательствующего коллегиального органа, рассматривающего административное дело, принимаемые в ходе рассмотрения данного дела; 

9) заявления и ходатайства заинтересованных лиц, участвующих в административном производстве, и сведения о результатах их рассмотрения;

10) сведения о представленных доказательствах, письменных заключениях экспертов, консультациях специалистов и другие;

11) объяснения заинтересованных лиц, участвующих 

в административном производстве, показания свидетелей, устные разъяснения экспертов по их заключениям, мнения специалистов, данные осмотра письменных и вещественных доказательств.

Заинтересованные лица, участвующие в административном производстве, вправе ходатайствовать о занесении в протокол заседания обстоятельств, которые они считают существенными.

При единоличном рассмотрении административного дела протокол заседания подписывается должностным лицом административного органа, рассматривающим дело, и секретарем заседания. В случае рассмотрения административного дела коллегиальным органом протокол подписывается председательствующим и секретарем заседания.

Статья 49. Отложение рассмотрения административного дела в заседании

Основаниями отложения рассмотрения административного дела являются:

неявка в заседание кого-либо из заинтересованных лиц, в отношении которых отсутствуют сведения о надлежащем извещении;

удовлетворение заявления об отводе должностного лица административного органа, уполномоченного рассматривать административное дело, или его отсутствие;

отсутствие в заседании заинтересованных лиц, участвующих в административном производстве, без которых рассмотрение административного дела не представляется возможным; 

неявка заинтересованных лиц, надлежаще извещенных о времени и месте заседания, по причинам, признанным административным органом уважительными.

Административный орган вправе рассмотреть административное дело в отсутствие надлежаще извещенного заинтересованного лица, если административный орган признает причины неявки в заседание неуважительными, либо есть основания полагать, что заинтересованное лицо умышленно затягивает рассмотрение административного дела.

Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о рассмотрении административного дела в их отсутствие.

Административный орган, откладывая рассмотрение административного дела, назначает время и место следующего заседания, о чем объявляет явившимся лицам под расписку. Не явившиеся в заседание и вновь привлекаемые к участию в рассмотрении административного дела лица извещаются о времени и месте следующего заседания.

Статья 50. Порядок рассмотрения административного дела в заседании

Рассмотрение административного дела открывается должностным лицом административного органа, а при коллегиальном органе – председательствующим. Затем заслушиваются устные объяснения участников административного производства.

Участники административного производства могут задавать друг другу вопросы. 

После этого административный орган переходит к заслушиванию объяснений лиц, содействующих разрешению административного дела, и исследованию других доказательств. 

Письменные объяснения участников административного производства, а также лиц, содействующих разрешению административного дела, должны быть оглашены в заседании.

Ходатайства заинтересованных лиц, участвующих в административном производстве, рассматриваются после заслушивания других участников административного производства. 

Статья 51. Принятие административного акта по административному делу, рассмотренному в заседании

Должностное лицо административного органа или коллегиальный орган по итогам рассмотрения административного дела в заседании принимает административный акт.

В случае, когда принятие административного акта осуществляется на основании результатов рассмотрения других органов и должностных лиц, такое рассмотрение должно осуществляться в соответствии с требованиями настоящего Закона.

Глава 4. Административный акт

Статья 52. Форма административного акта

Административный акт принимается в письменной форме. Законодательством могут быть предусмотрены случаи, когда административный акт может быть принят в иной форме, в том числе путем выдачи другого соответствующего документа либо совершения определенных действий.

Письменный административный акт подписывается уполномоченным должностным лицом административного органа или членами коллегиального органа и скрепляется печатью административного органа.

Статья 53. Содержание административного акта

Административный акт должен быть законным, обоснованным, справедливым, ясным и понятным.

Административный акт должен содержать: 

1) наименование административного акта и дату его принятия;

2) наименование и местонахождение (почтовый адрес) административного органа, принявшего административный акт; 

3) информацию об участниках административного производства;

4) описание разрешаемого административным актом вопроса (описательная часть); 

5) обоснование административного акта (мотивировочная часть); 

6) изложение принятого решения (резолютивная часть);

7) срок и порядок обжалования административного акта; 

8) должность, имя и фамилию должностного лица (членов коллегиального органа) административного органа, принявшего административный акт.

В административном акте, принятом на основании административного усмотрения (дискреционного полномочия), могут быть предусмотрены:

момент вступления в силу, утраты силы или срок действия определенного права или обязанности;

указание на определенное событие или условие в будущем, с которым связано вступление в силу либо утрата силы права или обязанности;

оговорка о сохранении за административным органом права отмены административного акта или права на дополнительные распоряжения в дальнейшем;

дополнительные распоряжения, предписывающие адресату совершить, допустить совершение или воздержаться от совершения определенных действий.

Статья 54. Обоснованность административного акта

В мотивировочной части административного акта должны быть приведены все фактические и юридические основания принятого административного акта.

При обосновании административного акта административный орган не вправе ссылаться на доказательства, которые не были исследованы или не были приобщены к административному делу в ходе административного производства либо для ознакомления с которыми участникам административного производства не предоставлена возможность. Если при принятии административного акта административный орган наделен административным усмотрением (дискреционным полномочием), в мотивировочной части административного акта излагаются все оценки, доводы и суждения, обусловившие то или иное административное усмотрение (дискреционное полномочие), либо отказ от него. При этом административный орган должен -обосновать соответствие принятого им административного акта принципам административных процедур.

Статья 55. Вступление в силу административного акта 

Административный акт вступает в силу с момента надлежащего извещения адресата.

Надлежащее извещение адресата об административном акте осуществляется в порядке, предусмотренном в статье 33 нас-тоящего Закона.

В предусмотренных законодательством случаях надлежащим извещением также признается официальное объявление административного акта заинтересованным лицам.

В случаях, когда, согласно законодательству, адресату должен быть выдан только соответствующий документ, выдача адресату документа приравнивается к надлежащему извещению об административном акте. 

Если административный акт подлежит официальному опубликованию согласно требованию законодательства, он вступает в силу со дня официального опубликования.

Статья 56. Разъяснение административного акта и его исправление

Административный орган по ходатайству заинтересованного лица обязан разъяснить административный акт, не изменяя его содержания, а также по своей инициативе или по ходатайству заинтересованного лица исправить допущенные описки и ошибки, не затрагивая существа административного акта.

За осуществление действий, предусмотренных частью первой настоящей статьи, государственные пошлины и другие обязательные платежи не взимаются.

Статья 57. Выдача соответствующего документа и его дубликата 

В установленных законодательством случаях за выдачу соответствующего документа может взиматься сбор. 

Порядок приостановления, возобновления и переоформления документов, выданных на основе административного акта, регулируется законодательством.

В случае утраты или порчи выданного документа по заявлению заинтересованного лица выдается новый документ или его дубликат в установленном законодательством порядке. 

Административный орган обязан выдать (направить) новый документ или дубликат документа в срок не более пяти рабочих дней со дня получения заявления о выдаче документа или его дубликата, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. При этом сбор за выдачу дубликата документа не должен превышать половинного размера суммы, уплачиваемой за рассмотрение административным органом заявления в обычном порядке на дату подачи заявления о выдаче дубликата.

Размер сбора за выдачу нового документа или дубликата не должен превышать затраты на осуществление данного действия.

Статья 58. Прекращение действия административного акта

Административный акт прекращает свое действие в связи с:

истечением срока действия административного акта, если административный акт носит срочный характер;

наступлением условия, с которым административный акт связывает прекращение своего действия;

отменой административного акта;

исчезновением предмета регулирования.

Прекращение действия административного акта влечет прекращение действия выданных на его основании документов.

Статья 59. Отмена, изменение или признание недействительным административного акта 

Административный акт может быть отменен или изменен по заявлению или административной жалобе заинтересованного лица административным органом, его принявшим, вышестоящим административным органом, а также в предусмотренных законодательством случаях и иными органами.

По собственной инициативе административный орган вправе отменить или изменить принятый им административный акт в случаях, когда необходимость в этом обусловлена изменениями в законодательстве, предотвращением угрозы общественным интересам, обнаружением несоответствия административного акта законодательству и в иных случаях, предусмотренных законом. 

Законодательством могут быть предусмотрены случаи, когда административные акты отменяются или изменяются только в судебном порядке.

В случае признания административного акта не соответствующим законодательству он должен быть отменен или изменен административным органом. 

В случаях, когда доверие заинтересованного лица подлежит защите, вопрос отмены или изменения административного акта рассматривается в судебном порядке.

Доверие заинтересованного лица подлежит защите, если оно, полагаясь на законную силу административного акта, использовало имущество, полученное на основании административного акта, совершило сделку для распоряжения своим имуществом или иным образом воспользовалось выгодами и преимуществами, предоставленными административным актом.

Доверие заинтересованного лица не подлежит защите, если:

заинтересованное лицо не выполнило дополнительные обязанности, связанные с административным актом;

заинтересованное лицо не использовало по назначению предоставленные ему на основании административного акта денежные средства, вещь или право;

заинтересованное лицо знало о противоправности административного акта или не знало об этом по собственной вине;

административный акт был принят вследствие обмана, угроз или оказания иного противоправного воздействия на адми-нистративный орган;

закон требует отмены административного акта без учета защиты доверия заинтересованных лиц.

В случаях, предусмотренных абзацами вторым – пятым части седьмой настоящей статьи, противоправный административный акт может быть отменен с обратной силой путем определения конкретного момента для его отмены либо аннулирования, если иное не предусмотрено законом.

Независимо от доверия заинтересованного лица административный акт, признанный не соответствующим законодательству, может быть отменен административным органом в случае, если его сохранение создает угрозу общественным интересам. 

Заинтересованному лицу возмещается имущественный ущерб, возникший или ставший неизбежным по причине доверия законной силе административного акта.

Возмещение имущественного ущерба не должно превышать размер выгоды, которая причиталась заинтересованному лицу по содержанию административного акта. Требование о возмещении имущественного ущерба может быть предъявлено в течение одного года с момента извещения заинтересованного лица об отмене административного акта.

Административный акт, принятый в соответствии с законодательством, может быть отменен или изменен административным органом в случаях:

в соответствии с требованиями закона или если такая возможность прямо предусматривается самим административным актом;

если вследствие изменившихся позже фактических обстоятельств или на основании изменений в законодательстве административный акт необходимо отменить во избежание ущерба общественным интересам;

если с административным актом связаны дополнительные обязанности и заинтересованное лицо их не выполнило;

если заинтересованное лицо не использует по назначению переданные ему на основании административного акта денежные средства, вещь или право;

когда отмена или изменение осуществляется в пользу заинтересованного лица, которому адресован административный акт, и при этом не обременяются другие заинтересованные лица.

Не допускается отмена или изменение административного акта на соответствующих основаниях, когда имеются другие основания для повторного принятия административного акта такого же содержания.

Административный акт, принятый в соответствии с законодательством, может быть отменен с обратной силой путем определения конкретного момента для его отмены исключительно в случаях, предусмотренных абзацами вторым, четвертым и пятым части двенадцатой настоящей статьи.

Принимая административный акт об отмене или изменении ранее принятого административного акта, административный орган должен определить, в какой части и с какого момента утрачивает силу отменяемый или изменяемый административный акт.

Административный акт может быть признан недействительным судом в установленном законом порядке.

Статья 60. Процедура отмены административного акта

Отмена административного акта в пользу заинтересованного лица может осуществляться без проведения заседания. 

Отмена административного акта вопреки интересам заинтересованного лица осуществляется путем его пересмотра в заседании, если иное не предусмотрено законом.

Если отмена административного акта осуществляется в пользу одного заинтересованного лица, но вопреки интересам другого заинтересованного лица, то применяются правила, предусмотренные частью второй настоящей статьи. 

Статья 61. Возврат документов, вещей и денежных средств в случае отмены административного акта

В случае отмены административного акта документы, вещи и денежные средства, которые были выданы на его основе, подлежат возврату лицами, обладающими ими, если законом не предусмотрено иное.

Глава 5. Производство по административной жалобе

Статья 62. Предмет административной жалобы 

Обжалованию в порядке, установленном в настоящей главе, подлежат:

административные акты;

процессуальные акты в случаях, если их обжалование предусмотрено настоящим Законом;

административные действия, в том числе отказ в принятии административного акта или непринятие его в надлежащий срок.

Статья 63. Порядок административного обжалования 

Заинтересованное лицо вправе подать административную жалобу в вышестоящий административный орган или в иной уполномоченный административный орган, который в соответствии с законодательством уполномочен рассматривать административные жалобы, через административный орган, принявший обжалуемый административный акт, процессуальный акт или совершивший административное действие.

Административный орган, получивший административную жалобу, в течение трех рабочих дней с момента ее поступления направляет административную жалобу вышестоящему административному органу или иному органу, уполномоченному рассматривать данную административную жалобу, вместе с административным делом.

В случае несогласия с результатом рассмотрения административной жалобы на административный акт в административном порядке или отсутствия вышестоящего административного органа заинтересованное лицо вправе обжаловать административный акт в суд.

Законодательством может быть определен иной орган, в который может быть подана административная жалоба на административный акт.

Статья 64. Срок подачи административной жалобы

Административная жалоба может быть подана не позднее тридцати дней с момента надлежащего извещения об административном акте, процессуальном акте или с момента, когда заинтересованному лицу стало известно об административном действии, если иное не предусмотрено законом.

Срок подачи административной жалобы может быть восстановлен административным органом, рассматривающим жалобу, если он был пропущен по уважительной причине.

Статья 65. Форма и содержание административной жалобы

Административная жалоба подается в письменной, устной или в электронной форме и должна содержать:

1) наименование административного органа, принявшего административный акт;

2) фамилию, имя, отчество и место жительства заявителя (его представителя), подавшего жалобу, а для юридического лица – его наименование и местонахождение (почтовый адрес);

3) требования заявителя;

4) перечень прилагаемых документов (при наличии);

5) дату подачи заявления.

Административная жалоба подписывается заинтересованным лицом или его представителем. Если жалоба подана представителем, к нему должна быть приложена копия доверенности или иного документа, удостоверяющего его полномочия на подписание административной жалобы.

В случаях, предусмотренных законодательством, административная жалоба, подаваемая в защиту прав и законных интересов других физических и юридических лиц, кроме сведений, перечисленных в настоящей статье, должна содержать наименование лица (фамилия, имя, отчество), в интересах которого подана жалоба, и его адрес и иную информацию, предусмотренную законодательством.

Законодательством могут быть предусмотрены и иные требования к административной жалобе и прилагаемым к ней документам. 

Административный орган не вправе предъявлять к административной жалобе и прилагаемым к ней документам требования, не предусмотренные законодательством.

При устном обжаловании физическое лицо должно предъявить документ, удостоверяющий его личность, а представитель юридического лица – документ, подтверждающий его полномочия и удостоверяющий его личность.

Жалобы, подаваемые в электронной форме, должны содержать электронный адрес и единый идентификатор заявителя, а в предусмотренных законодательством случаях – электронную цифровую подпись и иные реквизиты.

Указание в жалобе электронного адреса является согласием заявителя на получение извещений в электронной форме через информационную систему.

Статья 66. Рассмотрение административной жалобы

Административная жалоба рассматривается по правилам, предусмотренным главой 3 настоящего Закона.

При рассмотрении административной жалобы вышестоящий административный орган рассматривает административное дело в полном объеме. 

Статья 67. Срок рассмотрения административной жалобы

Вышестоящий административный орган или иной уполномоченный орган обязан принять решение по административной жалобе в течение тридцати рабочих дней, если иное не предусмотрено законом. 

В случае непринятия решения по административной жалобе в установленный срок заинтересованное лицо вправе обжаловать административный акт, процессуальный акт или административное действие в судебном порядке.

Статья 68. Отзыв административной жалобы

Лицо, подавшее административную жалобу, вправе ее отозвать до принятия решения по ней. Отзыв административной жалобы оформляется в письменной или электронной форме.

Статья 69. Решение по административной жалобе 

По административной жалобе вышестоящий административный орган или иной уполномоченный орган вправе принять одно из следующих решений:

оставить обжалуемый административный или процессуальный акт без изменения; 

внести изменения в обжалуемый административный или процессуальный акт;

отменить административный или процессуальный акт и при необходимости принять новый.

При невозможности или нецелесообразности принятия решений, предусмотренных частью первой настоящей статьи, при обжаловании административных действий, а также в случаях, предусмотренных законодательством, вышестоящий административный орган или иной уполномоченный орган может обязать административный орган принять определенный административный акт, процессуальный акт или совершить определенное административное действие.

В случае несогласия с решением по административной жалобе заинтересованное лицо вправе обжаловать его в судебном порядке в течение тридцати календарных дней, если иное не предусмотрено законом.

Статья 70. Приостановление действия административного акта при обжаловании

Обжалование административного акта приостанавливает его действие и исполнение с момента регистрации административной жалобы в административном органе, если иное не предусмотрено законом.

Глава 6. Исполнительное производство

Статья 71. Орган, обеспечивающий исполнение административного акта

Исполнение административного акта обеспечивает административный орган, его принявший, если иное не предусмотрено законодательством.

Статья 72. Срок добровольного исполнения административного акта

Срок, установленный административным органом для добровольного исполнения административного акта, не может быть менее пяти календарных дней со дня надлежащего извещения адресата о принятом административном акте, если иное не предусмотрено законодательством.

Статья 73. Способ добровольного исполнения административного акта

В рамках порядка исполнения, устанавливаемого административным актом, адресат вправе исполнить его наиболее подходящими для него законными способами и средствами.

Способ добровольного исполнения должен обеспечить надлежащее и своевременное исполнение требований адми-нистративного акта.

Статья 74. Недопустимость принудительного исполнения административного акта

Принудительное исполнение административного акта осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Никакие меры принудительного исполнения административного акта не могут применяться к лицу, добровольно исполняющему свои обязанности по административному акту надлежащим образом и в установленный срок.

Если под угрозой применения мер принудительного исполнения административного акта адресат выражает согласие исполнить его добровольно и приступает к исполнению своих обязанностей, то, пока адресат исполняет административный акт добросовестно и надлежащим образом, назначенная мера принудительного исполнения не должна приводиться в исполнение.

Полное исполнение адресатом своих обязанностей немедленно прекращает применение меры принудительного исполнения.

Статья 75. Меры принудительного исполнения 

Административный орган в случаях, предусмотренных законом, вправе применить следующие меры принудительного исполнения:

денежное принуждение;

осуществление действий, предусмотренных административным актом, за счет должника административным органом или иным лицом;

непосредственное принуждение.

Мера принудительного исполнения должна быть оформлена исполнительным актом административного органа. Применение мер принудительного исполнения без принятия соответствующего исполнительного акта не допускается.

Административный орган при назначении меры принудительного исполнения должен руководствоваться принципами административных процедур.

Если назначенная мера принудительного исполнения не обеспечила надлежащего и своевременного исполнения требований административного акта административный орган вправе применить более жесткую меру принуждения.

Законом могут быть предусмотрены и иные меры принудительного исполнения.

Статья 76. Исполнительный акт административного органа

Исполнительным актом административного органа является процессуальный акт, обеспечивающий принудительное исполнение административного акта при его неисполнении адресатом надлежащим образом и в установленный срок. К исполнительным актам применяются требования и правила, предусмотренные главой 4 настоящего Закона, если иное не предусмотрено настоящей главой или иным законом.

Исполнительный акт принимается административным органом по собственной инициативе или требованию другого участника административного производства, в результате которого был принят исполняемый административный акт, в течение трех рабочих дней по истечении срока добровольного исполнения, если иное не установлено законом.

Исполнительный акт административного органа принимается только в письменной форме и должен быть в течение одного рабочего дня направлен адресату, а также лицу, требующему принудительного исполнения административного акта, в целях извещения в порядке, предусмотренном статьей 33 настоящего Закона.

В исполнительном производстве обязанным лицом является адресат, в отношении которого принят исполнительный акт за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей по административному акту, а взыскателем – лицо, в пользу или в интересах которого принят исполнительный акт.

Статья 77. Приведение в исполнение исполнительного акта

Исполнительный акт приводится в исполнение не ранее чем по истечении пяти дней с момента надлежащего извещения обязанного лица о его принятии, если иное не предусмотрено законом. При невозможности надлежащего извещения обязанного лица исполнительный акт вступает в силу и приводится в исполнение по истечении пяти дней с момента оформления факта невозможности надлежащего уведомления.

Статья 78. Денежное принуждение

Денежное принуждение может выражаться в назначении определенной суммы, подлежащей взысканию, или в виде пени за каждый просроченный день.

Предельные размеры денежного принуждения устанавливаются законодательством.

Статья 79. Исполнение действий, предусмотренных административным актом, за счет должника административным органом или иным лицом

Если предусмотренная административным актом обязанность выполнения какого-либо действия не исполняется адресатом, но его исполнение возможно со стороны другого лица, то административный орган может привлечь другое лицо для исполнения этого действия за счет обязанного лица. Орган, обеспечивающий исполнение административного акта, вправе, если это возможно, сам исполнить это действие за счет обязанного лица, если законом не предусмотрено иное. 

Статья 80. Непосредственное принуждение

Если более мягкие меры не могут обеспечить исполнение административного акта или по объективным обстоятельствам не могут быть применены, то орган, обеспечивающий исполнение административного акта, вправе, при наличии у него соответствующих полномочий, в предусмотренном законом порядке непосредственно принудить обязанное лицо к исполнению его обязанностей по административному акту, а при отсутствии таких полномочий – обратиться к уполномоченному государственному органу за содействием в приведении в исполнение соответствующего исполнительного акта.

Статья 81. Предупреждение о применении мер принудительного исполнения

Административный орган в случае, предусмотренном статьей 75 настоящего Закона, может направить обязанному лицу -предупреждение о применении меры принудительного исполнения и установить дополнительный срок для добровольного исполнения требований административного акта. Если обязанное лицо не исполняет свои обязанности в установленный дополнительный срок, административный орган применяет меру принудительного исполнения в течение одного рабочего дня.

Статья 82. Неисполнение административным органом своих обязанностей по административному акту 

Если административный орган не исполняет свои обязанности надлежащим образом по принятому им административному акту в течение установленного административным актом срока исполнения или если такой срок не установлен в течение десяти дней со дня принятия административного акта, заинтересованное лицо вправе обжаловать такое неисполнение в порядке, установленном для обжалования административного акта. 

Статья 83. Расходы в исполнительном производстве

Если иное не предусмотрено законом, расходы по принудительному исполнению административного акта возмещаются за счет обязанного лица. 

Глава 7. Заключительные положения

Статья 84. Административные регламенты

Административные регламенты, учитывающие специфику деятельности административных органов по разрешению административных дел, принятию административных и процессуальных актов, исполнению административных актов, а также рассмотрению административных жалоб, утверждаются Кабинетом Министров Республики Узбекистан, если иное не предусмотрено законодательством. 

Статья 85. Ответственность за нарушение законодательства об административных процедурах 

Лица, виновные в нарушении законодательства об административных процедурах, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 86. Обеспечение исполнения, доведения, разъяснения сути и значения настоящего Закона

Кабинету Министров Республики Узбекистан, Министерству юстиции Республики Узбекистан и другим заинтересованным организациям обеспечить исполнение, доведение до исполнителей и разъяснение сути и значения настоящего Закона.

Статья 87. Приведение законодательства в соответствие с настоящим Законом

Кабинету Министров Республики Узбекистан:

привести решения правительства в соответствие с настоящим Законом;

обеспечить пересмотр и отмену органами государственного управления их нормативно-правовых актов, противоречащих настоящему Закону.

Статья 88. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении двенадцати месяцев со дня его официального опубликования.

Президент

Республики Узбекистан

Ш. МИРЗИЁЕВ

город Ташкент,

8 января 2018 года

№ ЗРУ–457

Следите за последними новостями УзЛиДеП на наших официальных страницах в социальных сетях «facebook» и «telegram»!

  • Просмотров
    1504
  • Распечатать
  • Поделиться
← Обратно к перечню публикаций

Оставьте свой комментарий

Введите ответ примера на картинке

+