Стратегия Нового Узбекистана во внешней политике

22.10.2021, 23:03

Стратегия Нового Узбекистана во внешней политике

24 октября 2021 года состоятся выборы Президента Республики Узбекистан. Учитывая существенное усиление процессов глобализации, избирателей не может не интересовать внешнеполитический курс страны. Более того, можно сказать, что эффективная внешняя политика стала важным условием успешной реализации реформ и преобразований внутри республики.

Центральная Азия - регион взаимного сотрудничества

За прошедший пятилетний Президентский срок можно с уверенностью констатировать: достигнуты значительные результаты в осуществлении взвешенной и конструктивной внешней политики, развитии дружеских и взаимовыгодных отношений с зарубежными государствами, в первую очередь с соседними странами.

Последовательная реализация принципа «Приоритет - Центральная Азия» позволила создать в регионе совершенно новую политическую атмосферу, укрепить связи, основанные на дружбе и доверии. В результате решен целый ряд важных вопросов, касающихся водопользования, границ, возобновления  и расширения транспортного сообщения.

Мощный импульс получило торгово-экономическое и инвестиционное взаимодействие. Только за последние четыре года товарооборот Узбекистана со странами Центральной Азии вырос почти в два раза - с 2,7 млрд долларов до 5,2 (с Казахстаном - в 1,6, Кыргызстаном -  в 2,3, Туркменистаном - в 3,1 и Таджикистаном -  в 2 раза). В частности, в 2020 году товарооборот с Казахстаном превысил 3 млрд, Кыргызстаном составил более 900 млн, Таджикистаном - свыше  500 млн и Туркменистаном - около 530 млн долларов. Налаживается промышленная кооперация между странами ЦА. Создаются совместные предприятия с участием узбекского капитала.

Узбекистан продолжает проводить взвешенный курс в отношении Афганистана. Шавкат Мирзиёев подчеркнул, что это государство является неотъемлемой частью Центральной Азии, выразив заинтересованность в становлении Афганистана в качестве мирного и независимого государства. Узбекистан уверен: земля Афганистана больше не должна представлять угрозы для стран региона и международного сообщества в целом.

Свидетельством изменения подходов и повышения внимания мирового сообщества к региону послужил пересмотр стратегий в отношении Центральной Азии со стороны США, ЕС и Индии. Ключевое место региону выделяется в китайской глобальной инициативе «Один пояс, один путь» и российском проекте «Большое Евразийское партнерство». Узбекистан неизменно выступает за сопряжение всех этих стратегий для превращения региона в пространство взаимовыгодного сотрудничества, а не в зону соперничества.

Придан существенный импульс дальнейшему развитию взаимовыгодного сотрудничества с Россией, Китаем, США, Южной Кореей, Турцией, рядом государств Европы и Азии. Разработан и принят ряд соответствующих программных документов, утверждены «дорожные карты» по дальнейшему развитию многопланового сотрудничества с зарубежными странами, среди которых Япония, Германия, Франция, Афганистан, Казахстан, Туркменистан и другие.

Многоплановое сотрудничество  нового Узбекистана

На качественно новый этап развития вышло партнерство с ООН. Так, с 2017 года по инициативе Президента Узбекистана Шавката  Мирзиёева приняты четыре резолюции в рамках ООН, призванные совершенствовать основы и механизмы международного сотрудничества в области регионального взаимодействия, межконфессионального взаимопонимания, устойчивого развития туризма. Особого внимания также заслуживают важные инициативы, выдвинутые главой нашего государства в ходе заседания 72-й, 75-й и 76-й Генассамблей ООН, которые послужили солидным вкладом республики в развитие взаимовыгодного международного сотрудничества.

Укрепляется партнерство с международными финансовыми институтами, по-новому выстроена работа с Международным валютным фондом, Всемирным банком, АБР, ИБР, Азиатским банком инфраструктурных инвестиций, Европейским банком реконструкции и развития.

Республика начала активный диалог по вступ лению во Всемирную торговую организацию с целью обретения достойного места в мировой системе торговли, соответствующего возможностям нашей экономики и человеческому потенциалу. Другим примечательным событием можно считать получение Узбекистаном статуса наблюдателя в ЕАЭС, что открывает для страны новые возможности в достижении целей поступательного экономического развития.

Усилена экономическая составляющая дипломатической деятельности, кардинально повышена эффективность деятельности МИД по таким направлениям, как продвижение экспорта продукции отечественных предприятий, привлечение иностранных инвес тиций, передовых технологий и знаний в рамках модернизации промышленности  и инфраструктуры, увеличение потока туристов в Узбекистан. Так, если по итогам 2016 года экспорт составил 11,1 млрд долларов, то по итогам 2020-го - 15,1 млрд. Все это показывает, что с 2017 года произошел поворот в сторону приоритетов внутреннего развития, что фактически означает очевидный сдвиг к экономизации международного сотрудничества страны, усилению экономического прагматизма во внешних связях.

За последние пять лет улучшились позиции страны в международных рейтингах. В рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса» страна поднялась на семь позиций  и заняла 8-е место среди  190 государств по показателю регистрации бизнеса, а также вошла в число лучших странреформаторов. Один из наиболее авторитетных журналов в мире «Economist» (Великобритания) признал Узбекистан страной  года - государством, где с 2017-го реформы осуществляются наиболее быстрыми темпами.

С 10 апреля 2021 года Узбекистан присоединился к системе преференций GSP+, позволяющей беспошлинно экспортировать в Евросоюз 6200 видов товаров. Суть GSP+ состоит в уменьшении или отмене тарифных ставок на определенные виды товаров, произведенных в развивающихся странах и ввозимых ими на территорию развитых стран. Для получения этого статуса Узбекистан проделал большую работу по достижению соответствия 27 основным международным конвенциям о трудовых и правах человека, в том числе об искоренении детского и принудительного труда при сборе хлопка, охране окружающей среды и других.

С 2017 года наша республика делает ставку на проактивность во внешней политике и дистанцируется от роли пассивного наблюдателя за происходящими процессами в регионе и мире. Подтверждением служит тот факт, что Узбекистан стал членом более 100 международных организаций и участником свыше 200 международных многосторонних договоров.  В данном контексте особое внимание обращает на себя активизация Узбекистана в рамках ШОС и принятие в 2020 году председательства в СНГ. В частности, в 2017-2020 годах узбекской стороной на саммитах ШОС выдвинуто более 30 инициатив, а за указанный период  в рамках СНГ инициировано 36 предложений.

Выделим вступление Узбекистана в качестве постоянного члена в Тюркский совет. Активизация сотрудничества с этой организацией открывает для нашей страны новые возможности развития многоплановых связей как с соседними государствами, так и внерегиональными близкими партнерами (Турция, Азербайджан).

Узбекистан активизировал взаимодействие с Организацией исламского сотрудничества и рассматривает ее как эффективную площадку, нацеленную на сохранение и продвижение священных исламских ценностей, укрепление солидарности между мусульманскими народами, содействие их прогрессу и процветанию. На новый уровень вышло взаимодействие с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, являющейся важным международным форумом для диалога государств по вопросам обеспечения безопасности, развития экономики, защиты прав и свобод человека.

Гуманная внешняя политика

Гуманизация внешнеполитической деятельности осуществляется с 2017 года. Это можно видеть на примере возросшей заботы государства об интересах граждан Узбекистана за рубежом, в том числе посредством оказания соотечественникам государственных услуг и привлечения их к реализации социально- экономических и культурно-гуманитарных проектов. В частности, в 2018 году Президент Узбеки стана подписал постановление «О мерах по дальнейшему совершенствованию государственной политики Республики Узбекистан в сфере сотрудничества с соотечественниками, проживающими за рубежом». А в условиях пандемии реализован ряд практических мер для оперативного решения проблем граждан Узбекистана, находящихся заграницей.  В частности, обеспечено возвращение в страну более 500 тысяч трудовых мигрантов. Помощь разного характера предоставлена около  100 тысячам соотечественников, оказавшихся за пределами страны в трудном положении. Особого внимания заслуживает и создание Общественного фонда «Ватандошлар», что стало еще одним весомым вкладом в поддержку наших граждан, находящихся за рубежом, и укрепление диалога с ними.

Внимание общественности республики привлекают положения предвыборной программы кандидата в Президенты Республики Узбекистан от Либерально-демократической партии Узбекистана Шавката Мирзиёева, в центре которой - тезис о том, что в случае его избрания на пост Президента страны Узбекистан последовательно продолжит системную, глубоко продуманную, прагматичную внешнюю политику и экономическую дипломатию.

В частности, будет разработана Стратегия регионального сотрудничества Узбекистана по Центральной Азии, в которой особое внимание будет уделено увеличению не менее чем в два раза объема взаимной торговли; укреплению единых производственных цепочек и кооперации в целях создания добавленной стоимости в промышленности; расширению «зеленых коридоров» и транзитных возможностей в сфере транспорта для проведения внешней торговли; усилению инструментов «народной дипломатии», партнерству в области науки, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма.

Узбекистан будет оказывать посильную помощь афганскому народу и всемерно содействовать установлению мира и спокойствия в соседнем государстве. Предполагается принять активное участие в реализации проекта строительства железной дороги «Термез – Мазари - Шариф - Кабул - Пешавар», а также стратегически важных проектов в энергетической, торговой и промышленной сферах.

В приоритете останется дальнейшее укрепление отношений с такими давними партнерами Узбекистана,  как Россия, Китай, США, Турция, Индия, Пакистан, Германия, Франция, Великобритания, Южная Корея, Япония, Объединенные Арабские Эмираты и другими. Намечено расширение географии внешних связей.

Освоение новых рынков, широкое привлечение инвестиций и инноваций, увеличение потока туристов и, самое главное, активное продвижение имиджа Узбекистана будут и дальше оставаться основными задачами всех дипломатических представительств нашей страны. Усилится работа в органах и институтах Организации Объединенных Наций, глобальных и региональных экономических, финансовых и гуманитарных организациях.

Будут предприняты конкретные практические шаги для вступления во Всемирную торговую организацию и углубления процессов интеграции с Евразийским экономическим союзом.

Также в приоритете будет вопрос установления постоянных и эффективных связей с соотечественниками за рубежом с помощью Общественного фонда «Ватандошлар». Предполагается создать Международный институт Алишера Навои, основной задачей которого станет широкая популяризация за рубежом узбекского языка, культуры и национальных традиций, укрепление гуманитарных связей.

В завершение отметим, что в предвыборной программе кандидата в Президенты Республики Узбекистан от Движения предпринимателей и деловых людей - Либерально- демократической партии Узбекистана Шавката Мирзиёева должное место уделено вопросам проведения эффективной внешней политики, способной обеспечить необходимые условия для реализации масштабной программы реформирования и модернизации всех сфер жизнедеятельности государства и общества. Такой подход будет отражением последовательности проводимой Узбекистаном открытой, проактивной и конструктивной внешней политики.

Соответствующие положения предвыборной программы Шавката Мирзиёева исходят из видения внешнеполитической деятельности страны, обусловленной высокой динамикой трансформации Узбекистана, переходом к новому этапу формирования демократического правового государства с развитой рыночной экономикой.  Тем самым без преувеличения можно сказать, что в стране закладывается фундамент новой эпохи - Третьего Ренессанса, требующей качественно новых подходов и во внешней политике.

Азамат Сеитов.

Заведующий отделом Исполкома Политсовета УзЛиДеП.

Теги
Мнение
  • Просмотров
    852
  • Распечатать
  • Поделиться
← Обратно к перечню публикаций

Оставьте свой комментарий

Введите ответ примера на картинке

+