Перспективность Азиатского вектора внешней политики Узбекистана

08.02.2022, 10:11

Перспективность Азиатского вектора внешней политики Узбекистана

За последние годы во внешней политике нашей страны осуществлены заметные реформы по всем направлениям, которые затронули развитие сотрудничества в восточном направлении и содействии установлению мира в Афганистане. Со своей стороны, выделим ориентир на обеспечение реализации стратегической задачи по повышению конкурентоспособности Узбекистана, в том числе, за счет дальнейшего развития эффективных международных торговых маршрутов, расширения торговли, создания транзитных маршрутов и укрепления деловых связей. Тем самым, мы видим практические шаги Узбекистана по пути укрепления взаимосвязи между нашим регионом, Китаем и Южной Азией через торговые, транспортные и энергетические связи.

Узбекистан и страны Азии издревле были тесно связаны в торговом и культурно-цивилизационном плане и неоднократно находились в рамках общего политического, экономического и гуманитарного пространства. Достижение независимых государств Центральной Азии способствовало восстановлению прежнего интереса к расширению сотрудничества с азиатскими странами, сдерживаемый нестабильной ситуацией в Афганистане в вопросе полноценной реализации высокого потенциала торгово-экономических отношений.

Особое внимание Узбекистаном в азиатском направлении, наряду с Китаем, Южной Кореей, Японией и другими, уделяется Южной Азии, которая включает в себя Афганистан, Бангладеш, Бутан, Индию, Мальдивы, Непал, Пакистан и Шри-Ланку. При этом, Южная Азия занимает территорию 4,5 млн. км² (10% всей Азии и 3% всей суши мира), но ее население составляет 40% населения Азии и 22% населения мира. В настоящее время страны Центральной Азии активно сотрудничают с Индией и Пакистаном в рамках Шанхайской организации сотрудничества. Суммарный товарооборот государств Центральной Азии со странами Южной Азии составляет примерно 4,4 млрд. долл., около трети которого занимает Узбекистан. В последнее время наблюдается восстановление торгово-экономического сотрудничества страны с Афганистаном, в связи с географической близостью, а также большой зависимостью внутреннего рынка Афганистана от импорта продовольственных, промышленных товаров и энергоносителей.

Индия занимает второе место по объемам товарооборота Узбекистана со странами Южной Азии. Экспорт Узбекистана в Индию состоит, в основном, из текстильной продукции (доля – 13,6%), недрагоценных металлов (8,4%), продовольственных товаров (5,8%) и других. В импорте Узбекистана из Индии доля фармацевтической продукции составляет 47%, вторую позицию с долей 28,6% занимает механическое оборудование.

В структуре экспорта Узбекистана в Пакистан продовольственные товары составляют 81%, текстильная продукция – 10,5%, услуги – 3,5%. В структуре импорта из Пакистана фармацевтическая продукция занимает 37%, продовольственные товары (картофель, цитрусовые, рис и др.) – 36%, транспортные услуги – 10%, химическая продукция – 4,5%.

Узбекистаном планируется реализация в Афганистане проекта «Строительство линии электропередачи 500 кВт «Сурхан–Пули-Хумри» протяженностью 260 км и стоимостью порядка 150 млн. долл. за счет кредитов АБР, из них Узбекистан профинансирует 45 млн. долл. Данная ЛЭП позволит подключить энергосистему Афганистана к единой энергетической системе Узбекистана и Центральной Азии. Ведется также сотрудничество по реализации проекта «Финансирование, проектирование и строительство железнодорожной линии «Мазари-Шариф–Герат», которая станет продолжением железно-дорожной линии «Хайратон–Мазари-Шариф» и сформирует новый трансафганский транспортный коридор.

В целом, на наш взгляд, можно выделить ряд перспективных направлений азиатского вектора во внешней политике. К ним относятся формирование благоприятных условий для развития торгово-экономических связей и роста взаимных инвестиций, для чего необходимы выработка и реализация действенных мер для свободного движения инвестиций, товаров и услуг, формирование развитой системы транспортных коммуникаций и энергетической инфраструктуры.

Это касается и создания современной, эффективной и безопасной транспортно-логистической инфраструктуры в азиатском регионе. Так, проект строительства Трансафганского железнодорожного коридора в перспективе может соединить страны Центральной Азии с Китаем и другими ведущими государствами Азиатско-Тихоокеанского региона, что полностью соответствует целям инициативы «Один пояс – один путь».

Также выделим совместную работу по направлению стимулирования «зеленого» развития. В условиях бурного промышленного и демографического роста во всех странах Азии на фоне глобального изменения климата общими проблемами являются нехватка воды, загрязнение атмосферы и окружающей среды, деградация почв и опустынивание. Крайне негативным примером экологических вызовов является проблема высыхания Аральского моря, которая все больше приобретает планетарный характер.

Наш регион обладает уникальным туристическим потенциалом, что показывает необходимость совместной работы по формированию узнаваемых туристических брендов, новых продуктов и маршрутов с учетом растущего интереса к паломническому туризму, которая направлена на популяризацию исторического и культурного наследия наших народов.

Большое значение имеет и развитие народной дипломатии, среди которых спорт занимает особое место. Так, на днях Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев принял участие в торжественной церемонии открытия XXIV зимних Олимпийских игр в городе Пекине. Данное мероприятие состоялось на Пекинском национальном стадионе «Птичье гнездо» с участием лидеров зарубежных стран, официальных делегаций и международных организаций.

Показательно, что в художественной программе церемонии, главной темой которой стала выдвинутая Председателем КНР Си Цзиньпином концепция «Сообщество единой судьбы человечества», что, по нашему мнению, несет глубокий смысл важности дальнейших действий по развития сотрудничества между странами мира. Отдельно подчеркнем, что церемония открытия Зимних игр продемонстрировала технологическую мощь такой азиатской страны как Китай, с помощью которой удалось воплотить древнюю историю и богатую культуру китайского народа, колоссальные успехи и достижения этой страны в качестве мирового экономического лидера, дух и ценности всемирного олимпийского движения.

Личное участие Главы государства на данной церемонии есть отражение современного уровня межгосударственных отношений, основанных на принципах добрососедства, взаимного уважения и обоюдной выгоды. Так, товарооборот по итогам прошлого года достиг рекордного показателя. Общий объем китайских инвестиций в экономике Узбекистана составил 9 миллиардов долларов. При участии ведущих китайских компаний и банков реализуются высокотехнологичные проекты в сферах промышленности, химической отрасли, энергетике, области информационно-коммуникационных технологий и других приоритетных направлениях.

Другой важный момент состоит в том, что, находясь в Пекине, Шавкат Мирзиёев лично встретился с Си Цзиньпином. На встрече состоялся обстоятельный обмен мнениями по актуальным вопросам дальнейшего укрепления узбекско-китайских отношений дружбы и всестороннего стратегического партнерства, расширения многопланового сотрудничества между нашими странами.

Со своей стороны, выделим важность полномасштабной реализации пятилетней Программы торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества, подписанной в рамках настоящего визита, раскрытию потенциала сотрудничества в сферах «зеленой» экономики, искусственного интеллекта, цифровизации и электронной торговли. Данное обстоятельство, на наш взгляд, принципиально важно для повышения обеспечения свободного предпринимательства в Узбекистане.

Бизнес сообщество страны радует и то, что формируется новая «дорожная карта» долгосрочного сотрудничества с Фондом «Шелковый путь», направленная на продвижение стратегических проектов практического взаимодействия, а также расширяется программа финансово-технического содействия. При этом депутатский корпус призван обеспечит контроль за реализацией принятых совместных мер по достижению сбалансированного товарооборота, возобновлению плодотворных межрегиональных обменов и развитию эффективных транспортных коридоров. Это касается и договоренностей о реализации совместных мероприятий по изучению и внедрению китайского опыта в борьбе с бедностью и противодействии коррупции. Тем более общеизвестно, что этот опыт характеризуется своей успешностью и эффективностью.

На полях второго дня программы пребывания в городе Пекине Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев встретился и с Премьер-министром Исламской Республики Пакистан Имраном Ханом, что позволило обсудить актуальные вопросы дальнейшего развития узбекско-пакистанских отношений стратегического партнерства и многопланового сотрудничества. Выделим, что за последнее время мы видим конкретные результаты реализации договоренностей, достигнутых в ходе визита Премьер-министра Пакистана в Узбекистан в июле прошлого года.

Так, двусторонний товарооборот по итогам прошлого года вырос в 1,5 раза, а за год создано свыше 40 совместных предприятий. В разных регионах Узбекистана осуществляются проекты кооперации по выпуску фармацевтических препаратов, химических товаров и текстильной продукции. Прорабатывается ряд важных проектов в области промышленности, образования и кино. И этот процесс находит свое продолжение. Так, в ходе состоявшейся встречи особое внимание уделено поддержке совместных деловых инициатив и перспективных инвестиционных проектов, налаживанию сотрудничества в банковско-финансовой сфере. Достигнута договоренность о продолжении практической работы по продвижению проекта строительства железной дороги «Термез - Мазари-Шариф - Кабул - Пешавар».

В завершение, пользуясь этой возможностью, хотелось бы сердечно поздравить руководство и дружественный народ Китая с грандиозным открытием Олимпийских игр, которое продемонстрировало колоссальные успехи и достижения современного Китая.

А. Хаитов,

Руководитель фракции УзЛиДеП

в Законодательной палате ОМ РУ

  • Просмотров
    336
  • Распечатать
  • Поделиться
← Обратно к перечню публикаций

Оставьте свой комментарий

Введите ответ примера на картинке

+