О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы

27.06.2018, 09:14

О мерах по коренному совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы
Постановление Президента Республики Узбекистан



Эффективная система налогообложения и слаженная работа органов государственной налоговой службы приобретают особое значение в условиях реализации масштабных реформ по долгосрочному развитию экономики страны.

Вместе с тем, организация работы органов государственной налоговой службы, базирующаяся на устаревших методах и принципах налогового контроля, не позволяет обеспечить решение поставленных перед ними новых задач, в том числе по расширению налогооблагаемой базы и повышению собираемости налогов, что усугубляется наличием значительных нерешенных проблем, среди которых:

во-первых, низкий уровень налогового администрирования, связанного в основном с выполнением прогнозных показателей и ограничивающегося налоговой отчетностью без поиска дополнительных источников налогообложения; 

во-вторых, наличие значительных предпосылок, способствующих созданию коррупционной среды при налоговом администрировании, приводящие к коррумпированности работников практически всех звеньев органов государственной налоговой службы;

в-третьих, нерациональное использование информационно-коммуникационных технологий, не позволяющее полноценно осуществлять налоговое администрирование, определять дополнительную налогооблагаемую базу и сокращать уровень теневого оборота в экономике;

в-четвертых, отсутствие действенных программных продуктов, обеспечивающих сбор внешних источников для проведения камерального контроля, в том числе за целевым использованием налоговых льгот и преференций;

в-пятых, неэффективность использования предоставленных полномочий по контролю за деятельностью предприятий торговли, общественного питания, рынков и торговых комплексов, приводящая к созданию различных схем уклонения от уплаты налогов; 

в-шестых, отсутствие четких критериев определения лиц, систематически уклоняющихся от уплаты налогов, для организации целевых проверок, а также факторов, способствующих совершению налоговых правонарушений;

в-седьмых, недостаточность использования ресурсов для материального стимулирования работников органов государственной налоговой службы при чрезмерном уровне привлечения к дисциплинарной ответственности отрицательно сказывается на эффективности налоговой системы в целом.

В целях устранения имеющихся проблем, реализации основных направлений совершенствования налоговой политики Республики Узбекистан и задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в2017-2021 годах:

1. Считать важнейшими направлениями совершенствования системы налогового администрирования Республики Узбекистан: 

первое – преобразование органов государственной налоговой службы в сервисно-ориентированную службу путем создания их нового имиджа в качестве бизнес-партнера и консультанта для налогоплательщиков, безусловное выполнение каждым работником целевой задачи – «Налоговая служба – надежный партнер добросовестного налогоплательщика»;

второе – создание благоприятных условий для добровольного исполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств по принципу экстерриториальности, законного, прозрачного и комфортного ведения бизнеса, обеспечение роста удовлетворенности налогоплательщиков;

третье – создание принципиально новой системы налогового администрирования и контроля, а также применения превентивных 
и упреждающих мер по недопущению коррупционных факторов;

четвертое – устойчивое формирование доходной части бюджетов за счет обеспечения своевременности и стабильности поступления налоговых платежей, максимального снижения и упрощения административных процедур, расширения налогооблагаемой базы и сокращения теневого оборота в экономике;

пятое – дальнейшее усиление мер по внедрению современных, передовых информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих полноценный сбор и обработку данных для осуществления предпроверочного анализа и дистанционной контрольно-аналитической работы;

шестое – привитие работникам органов государственной налоговой службы корпоративной этики, внедрение системы мотивации повышения эффективности своей служебной деятельности с целью достижения стратегических целей и задач органов государственной налоговой службы.

2. Установить, что с 1 января 2019 года органы государственной налоговой службы оказывают сервисные услуги налогоплательщикам в виде исчисления единого налогового платежа для субъектов предпринимательства в сфере услуг, торговли и общественного питания, единого земельного налога, земельного налога с юридических лиц, а также налога на доходы физических лиц по декларируемым доходам на основе информации об их банковском обороте, а также других внешних источников, с направлением уведомлений о сумме начисленных налогов через «персональный кабинет» налогоплательщика.

Государственному налоговому комитету, Министерству финансов, Центральному банку и Торгово-промышленной палате Республики Узбекистан по итогам изучения передового опыта зарубежных стран в месячный срок утвердить комплекс мер по поэтапному расширению перечня налогов и других обязательных платежей, исчисляемых органами государственной налоговой службы на основе внешних данных и деклараций налогоплательщиков. 

4. Установить, что с 1 октября 2018 года:

органы государственной налоговой службы по результатам хронометража деятельности хозяйствующих субъектов направляют требование об осуществлении исчисления налогов с перерасчетом суммы заниженной выручки от реализации товаров (работ, услуг) и численности работников за последний отчетный период, а при повторном выявлении занижения, эти действия квалифицируются как уклонение от уплаты налогов;

уплачиваемая сумма налога за налогоплательщика-физическое лицо третьими лицами не является налогооблагаемым доходом налогоплательщика;

органы государственной налоговой службы ведут паспортизацию налогоплательщиков с составлением акта обследования, являющегося основанием для начисления налогов и других обязательных платежей.

5. Установить следующие основные критерии оценки эффективности деятельности органов государственной налоговой службы: 
количество налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы органов государственной налоговой службы, а также жалоб на их действия и решения;

общая сумма налогов и других обязательных платежей, взысканных по результатам камерального контроля;

сумма выявленных резервов увеличения доходов государственного бюджета и уровень их взыскания по результатам хронометража и обследования;

численность налогоплательщиков, по которым составлены паспорта;

полнота взыскания начисленных налогов и других обязательных платежей и уровень снижения налоговой задолженности; 
  
уровень использования «персонального кабинета» при взаимоотношениях с органами государственной налоговой службы; 
  
охват налогоплательщиков, применяющих программные продукты по учету электронных счетов-фактур и автоматизированного мониторинга онлайн контрольно-кассовых машин.

6. Определить, что работники органов государственной налоговой службы премируются за счет Специального фонда материальной помощи, социальной защиты, развития налоговых органов и непредвиденных расходов Государственного налогового комитета Республики Узбекистан (далее – Специальный фонд) в размере до 10 процентов от суммы:

взысканных налогов и других обязательных платежей по результатам камерального контроля;

налога, уплаченного налогоплательщиком, выявленного по результатам хронометража и паспортизации за один месяц; 
  
взысканных налогов по результатам налоговых проверок.

Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан в месячный срок утвердить критерии оценки эффективности деятельности работников органов государственной налоговой службы и меры их материального стимулирования в зависимости от достижения конечных результатов.

Увеличить размер отчислений в Специальный фонд с 25 до 40 процентов от суммы финансовых санкций за нарушения налогового законодательства и штрафов за административные правонарушения с целевым направлением дополнительно поступающих средств на персональное премирование работников.

7. Предоставить органам государственной налоговой службы право:

приостановления операций по банковским счетам налогоплательщиков-юридических лиц в случаях отсутствия их по заявленному адресу, а также непредставления ими в установленный срок налоговой или финансовой отчетности, обоснований по расхождениям либо уточненной налоговой отчетности по результатам камерального контроля;

взыскания дивидендов по государственной доле и отчислений в Государственный бюджет Республики Узбекистан от чистой прибыли государственных унитарных предприятий;

осуществления по результатам камерального контроля тематических и экспресс-изучений с выходом на места для подтверждения достоверности предоставленной информации налогоплательщиком и правомерности применения налоговых и таможенных льгот, отраженных в отчетах налогоплательщика;

бесспорного списания возникшей налоговой задолженности с банковских счетов, обслуживающих пластиковые карты налогоплательщиков-физических лиц, в сумме, не превышающей двух минимальных размеров заработной платы в месяц.

8. Одобрить предложение Государственного налогового комитета Республики Узбекистан о создании государственного унитарного предприятия «Налог-сервис» (далее – ГУП «Налог-сервис») на базе государственных унитарных предприятий «Республиканский информационно-консультативный центр» и «Центр обработки деклараций о доходах» с созданием региональных центров. 

Определить основными задачами ГУП «Налог-сервис»:

оказание технического содействия налогоплательщикам в выполнении налоговых обязательств, а также практической помощи органам государственной налоговой службы в части обслуживания налогоплательщиков по приему отчетов и деклараций;

администрирование технического, программного и информационного обеспечения автоматизированной информационной системы органов государственной налоговой службы;

централизованное архивное хранение в бумажном и электронном виде документов, образующихся в результате деятельности органов государственной налоговой службы;

оказание услуг по информированию населения через специальный сервис «call-центр»;

обучение налогоплательщиков правилам ведения электронных счетов-фактур, доведение до них норм налогового законодательства; 
обеспечение мероприятий по защите информации;

повышение знаний и квалификации работников органов государственной налоговой службы. 
Государственному налоговому комитету предусмотреть:

сокращение штатных единиц управленческого персонала территориальных органов государственной налоговой службы, осуществляющих вышеуказанные функции;

принятие комплекса мер по кардинальному совершенствованию работы Центра обработки данных, в том числе разработке новых программных продуктов и сервисов для налогоплательщиков.

9. Установить, что услуги ГУП «Налог-сервис» оплачиваются за счет бюджетных ассигнований и средств Специального фонда, а также других средств, не запрещенных законодательством.

Освободить все услуги, оказываемые ГУП «Налог-сервис», от уплаты налогов и других обязательных платежей. 
10. Создать Совет досудебного урегулирования налоговых споров между налогоплательщиками и органами государственной налоговой службы при Министерстве финансов Республики Узбекистан, определив его основными задачами:

вынесение заключений по спорным вопросам применения налогового законодательства;

рассмотрение споров, возникающих между налогоплательщиком и органом государственной налоговой службы при выявлении нарушения налогового законодательства;

внесение предложений по устранению пробелов в налоговом законодательстве, выявленных в ходе рассмотрения налоговых споров.

Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок утвердить состав и Положение о Совете досудебного урегулирования налоговых споров между налогоплательщиками и органами государственной налоговой службы.

11. Образовать в структуре Государственного налогового комитета Республики Узбекистан:

Межрегиональную государственную налоговую инспекцию по крупным налогоплательщикам с возложением на нее обязанностей по обслуживанию крупных налогоплательщиков, в том числе принятию налоговой отчетности, камеральному контролю, взысканию налогов и других обязательных платежей;

Аналитическое управление с возложением на него задач по оценке эффективности деятельности органов государственной налоговой службы и выработке стратегии их развития.

12. Упразднить Главное управление профилактики правонарушений в сфере розничной торговли и оказания услуг и его территориальные подразделения в целях исключения коррупционной составляющей в деятельности работников органов государственной налоговой службы.

13. Преобразовать Налоговую академию в Центр повышения квалификации при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан.

Кабинету Министров Республики Узбекистан в месячный срок принять:

правительственное решение по организации деятельности Центра повышения квалификации при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан, предусмотрев укрепление его материально-технической базы, внедрение современных методов обучения, в том числе дистанционных форм повышения квалификации, а также организацию региональных филиалов;

меры по переводу студентов бакалавриата и магистратуры преобразуемой Налоговой академии по соответствующим направлениям в Ташкентский государственный экономический университет и Ташкентский финансовый институт. 

14. Утвердить:

организационную структуру Государственного налогового комитета Республики Узбекистан согласно приложению № 1;

структуру центрального аппарата Государственного налогового комитета Республики Узбекистан согласно приложению № 2.

15. Установить предельную численность управленческого персонала органов государственной налоговой службы в количестве 11 903 единиц, в том числе центрального аппарата Государственного налогового комитета Республики Узбекистан – 257 единиц. 

Предоставить председателю Государственного налогового комитета Республики Узбекистан право по согласованию с аппаратом Президента Республики Узбекистан:

вносить изменения в утвержденную структуру центрального аппарата Государственного налогового комитета Республики Узбекистан в пределах установленной общей численности управленческого персонала;

утверждать структуры государственных налоговых управлений Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента, государственных налоговых инспекций районов (городов), а также Межрегиональной государственной налоговой инспекции по крупным налогоплательщикам;

утверждать предельную численность управленческого персонала территориальных органов государственной налоговой службы, в том числе с учетом сокращения штатных единиц управленческого персонала в связи с созданием ГУП «Налог-сервис»;

вводить дополнительные штатные единицы специалистов управленческого персонала органов государственной налоговой службы за счет средств Специального фонда.

16. Определить персональную ответственность:

а) председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан за:

выполнение прогноза поступлений в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды;

надлежащий контроль обеспечения полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей;

своевременное и качественное исполнение решений Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров Республики Узбекистан, требований иных нормативно-правовых актов;

создание принципиально новой системы отбора, расстановки и стимулирования кадров, нацеленной на привлечение в органы государственной налоговой службы квалифицированных работников, обладающих высокими морально-нравственными качествами; 

коренное изменение отношения работников к службе, создание обстановки нетерпимого отношения ко всем проявлениям нарушения законности, формирование здорового климата в коллективе;

обеспечение открытости деятельности органов государственной налоговой службы, установление прямого бесконтактного диалога с налогоплательщиками;

работу по привлечению международных экспертов, грантов в области внедрения современных методов налогового администрирования;

материально-техническое обеспечение органов государственной налоговой службы;

б) первого заместителя председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан за:

обеспечение полноты и своевременности поступления налогов и других обязательных платежей в Государственный бюджет Республики Узбекистан и государственные целевые фонды;

подготовку предложений по совершенствованию налогового законодательства и правоприменительной практики, внедрение современных методов осуществления налогового контроля, анализ причин и условий совершения правонарушений в налоговой сфере, принятие мер по их искоренению;

принятие комплекса мер по расширению базы налогообложения, в том числе посредством системного анализа динамики макроэкономических показателей и налогового потенциала регионов;

осуществление контроля и недопущение роста налоговой задолженности, модернизации налоговой системы путем глубокого изучения международного опыта;
 
в) заместителей председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан за:

совершенствование методологии разработки и применения налогового законодательства, способствующего повышению эффективности налогового администрирования;

системную работу по поиску и выявлению резервов для повышения уровня доходов Государственного бюджета Республики Узбекистан;

принятие мер по стимулированию субъектов предпринимательства за своевременное исполнение налоговых обязательств;

обеспечение системного контроля в части налогообложения, направленного на легализацию теневого сектора экономики;

состояние и эффективность борьбы с изготовлением, а также реализацией недоброкачественных, фальсифицированных (поддельных) и незаконно ввезенных товаров;

внедрение и эффективное функционирование современных информационно-коммуникационных технологий и передовых автоматизированных методов анализа в процесс налогового администрирования, программных продуктов по учету электронных счетов-фактур автоматизированного мониторинга онлайн контрольно-кассовых машин;

тщательное, всестороннее, полное и объективное рассмотрение обращений физических и юридических лиц, личный прием граждан;

организацию эффективной деятельности Центра повышения квалификации при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан и налоговых колледжей.

17. Утвердить Программу мер по совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы и налогового администрирования согласно приложению № 3.

Установить, что руководители министерств и ведомств несут персональную ответственность за своевременную и эффективную реализацию мероприятий, предусмотренных Программой.

18. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:

в месячный срок принять меры по организации систематических совместных рейдов по выявлению уклоняющихся от уплаты налогов лиц, сокрытых объектов налогообложения, а также поставок, хранения и реализации незаконно ввезенных товаров, подпольных цехов;

в двухмесячный срок утвердить Положение о порядке взаимодействия государственной налоговой службы с правоохранительными органами, в том числе предусматривающее мониторинг за налогоплательщиками, осуществляющими операции с лицами, зарегистрированными в оффшорных зонах;

в трехмесячный срок принять меры по открытию веб-портала с возможностью использования потенциала социальных сетей и программных продуктов для осуществления гражданами общественного контроля в налоговой сфере, в том числе позволяющего им сообщать о налоговых правонарушениях субъектов предпринимательства;

в месячный срок внести предложения по внедрению системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость, в том числе программного комплекса по учету электронных счетов-фактур в органах государственной налоговой службы для анализа и контроля всей цепочки оборотов в целях повышения собираемости налогов и выявления недобросовестных налогоплательщиков.

19. Установить, что с 1 августа 2018 года в целях повышения материального стимулирования деятельности по выявлению резервов расширения доходной базы местных бюджетов и предотвращения фактов коррупции при определении должностного оклада работников органов государственной налоговой службы согласно утвержденным разрядам по оплате труда по Единой тарифной сетке тарифный коэффициент применяется с увеличением в 1,7 раза.

Расходы, связанные с реализацией мероприятий, предусмотренных настоящим пунктом, производятся за счет бюджетных ассигнований.

20. Министерству финансов Республики Узбекистан:

совместно с Министерством экономики в двухмесячный срок утвердить порядок целевого предоставления налоговых льгот, предусматривающий внедрение системы мониторинга и оценки эффективности их применения, закрепление механизмов обязательного возврата в бюджет сумм неэффективно использованных льгот;

совместно с Государственным налоговым комитетом в двухнедельный срок внести соответствующие дополнения и изменения в сметы расходов и штатные расписания Государственного налогового комитета Республики Узбекистан в соответствии с настоящим постановлением;

выделить в 2018 году, а начиная с 2019 года ежегодно предусматривать в параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан средства, необходимые на расширение Центра обработки данных, внедрение системы современного электронного администрирования, в том числе программных продуктов по учету электронных счетов-фактур и системы автоматизированного мониторинга онлайн контрольно-кассовых машин, а также строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий органов государственной налоговой службы.

21. Председателю Государственного налогового комитета Республики Узбекистан принять действенные меры по: 
подбору и расстановке профессиональных кадров, обладающих высокими профессиональными навыками и морально-нравственными качествами;

созданию механизма стимулирования работников, добросовестно несущих службу по защите экономических интересов страны, в зависимости от их персонального вклада;

устранению всех рисков проявления коррупции и совершения должностных злоупотреблений работниками органов государственной налоговой службы;

проведению широкой разъяснительной, профилактической работы среди населения и хозяйствующих субъектов;

оптимизации количества государственных налоговых инспекций, исходя из загруженности и экономической эффективности их деятельности по сбору налогов.

22. Возложить на Министерство финансов Республики Узбекистан мониторинг за правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей, обратив особое внимание на полноту охвата налогоплательщиков и объектов налогообложения путем сопоставления баз данных органов государственный налоговой службы с базами данных других государственных органов, изучение актов налоговых проверок на местах.

Государственному налоговому комитету и Государственному таможенному комитету в двухнедельный срок обеспечить подключение Министерства финансов Республики Узбекистан к имеющимся базам данных. 

23. Кабинету Министров Республики Узбекистан в двухмесячный срок утвердить обновленные:

Положение о Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан; 

Положение о прохождении службы в органах государственной налоговой службы Республики Узбекистан. 

24. Государственному налоговому комитету Республики Узбекистан совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок обеспечить: 

внесение в Кабинет Министров предложений об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего постановления;

приведение принятых ими ведомственных нормативно-правовых актов в соответствие с настоящим постановлением. 

25. Признать утратившим силу постановление Президента Республики Узбекистан от 1 августа 2017 года № ПП-3168 «О мерах по дальнейшему совершенствованию деятельности органов государственной налоговой службы». 

26. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н., Генерального прокурора Республики Узбекистан Муродова О.Б., заместителя Премьер-министра Республики Узбекистан – министра финансов Кучкарова Д.А. и первого заместителя председателя Государственного налогового комитета Республики Узбекистан Мусаева Б.А. 

Президент 
Республики Узбекистан                                                                    Ш.МИРЗИЁЕВ 

Город Ташкент, 
26 июня 2018 года. 
 

Следите за последними новостями УзЛиДеП на наших официальных страницах в социальных сетях «facebook» «instagram» и «telegram»!

  • Просмотров
    1405
  • Распечатать
  • Поделиться
← Обратно к перечню публикаций

Комментарии

Анвар2019-08-19 20:39:02

Хусбидин саховати неьматлари МЧЖ ни рахбариман ,соликни тулаганлан ташкари ортикча булган катта суммами солик ташкилоти счетдан огохлантиришсиз кесиб олобти ,суруштирганимда хеч кандай сабаб ва важлар келтиролмади ,илтимос пулимни кайтаришга ердам беринг,АКС холда юкори ташкилотларга мурожаат килишга мажбур буламан


Акбар Якубов, Жиззах вилояти2018-06-27 16:36:40

"Давлат солиқ хизмати органлари фаолиятини тубдан такомиллаштириш чора-тадбирлари тўғрисида"ги Қарор соҳани янада ривожланишида муҳим омил бўлиб ҳизмат қилади


Yazdon Toshonov O'zLiDeP Kattaqurg'on tuman Kengashi raisining birinchi o'rinbosari ,apparat rahbari.2018-06-27 15:52:56

Солик ДУК нинг ташкил килиниши солик туловчилар ва Солик инспекциялари уртасидаги жуда куп муммоларни хал килувчи куприк вазифасини бажаради деб уйлаймиз.


Чилонзор туман Кенгаши Булгакова Стелла2018-06-27 10:34:51

Надеюсь, что, реорганизация работы органов государственной налоговой службы, значительно улучшит развитие и работу предпринимательства и бизнеса.


Оставьте свой комментарий

Введите ответ примера на картинке

+