О дополнительных мерах по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций, а также эффективной реализации общественного контроля

17.06.2021, 09:33

О дополнительных мерах по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций, а также эффективной реализации общественного контроля

Указ Президента Республики Узбекистан

В целях совершенствования общественного контроля путем обеспечения открытости и прозрачности деятельности государственных органов и организаций, свободы получения информации, а также реализации задач, определенных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017–2021 годах:

1. Утвердить Перечень социально значимой информации, подлежащей размещению в качестве открытых данных всеми органами государственной власти и управления, в том числе Счетной палатой, Центральным банком, судами и органами прокуратуры и их структурными и территориальными подразделениями, а также хозяйственными обществами с долей государства в уставном фонде (уставном капитале) 50 процентов и более и государственными унитарными предприятиями (далее – государственные органы и организации), согласно приложению № 1.

Агентству по противодействию коррупции (далее – Агентство) совместно с Министерством юстиции и соответствующими министерствами и ведомствами на постоянной основе вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан предложения по дальнейшему расширению Перечня социально значимой информации, подлежащей размещению в качестве открытых данных государственными органами и организациями, на основе проводимого анализа.

2. Установить порядок, в соответствии с которым государственные органы и организации:

а) ежегодно:

до 1 марта размещают отчеты о своей деятельности (за исключением государственных секретов и сведений, предназначенных для служебного пользования) на своих официальных веб-сайтах, до 10 марта информируют о месте и времени их обсуждения с участием широкой общественности;

до 1 апреля проводят пресс-конференции для обсуждения отчета о своей деятельности с участием широкой общественности;

б) начиная с 1 июля 2021 года размещают и ежеквартально обновляют на Портале открытых данных Республики Узбекистан (далее – Портал) и на своих официальных веб-сайтах следующие сведения:

об осуществленных государственных закупках, в том числе о товарах (работах, услугах), приобретаемых по прямым контрактам;

о расходах на служебные командировки должностных лиц и на прием гостей, прибывших из-за рубежа (цели служебной командировки или визита, расходах на суточные, транспорт и на проживание, за исключением государственных секретов и сведений, предназначенных для служебного пользования);

о бенефициарах субъектов (конечных выгодоприобретателях – физических лицах), которым актами Президента Республики Узбекистан, Кабинета Министров предоставлены налоговые и таможенные льготы и преференции, в том числе индивидуальные льготы, а также об уплаченных ими налогах и финансовых показателях;

о своих годовых сметах расходов и их исполнении, в том числе расходах на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов, приобретение автотранспортных средств;

в) начиная с 1 июля 2021 года совместно с действующими при них общественными советами размещают и обеспечивают ежеквартальное обновление на официальных веб-сайтах следующих сведений:

контактные данные (телефон, почта и электронные адреса) утвержденных членов общественного совета наряду с информацией о них;

о заседаниях общественного совета и вопросах повестки дня;

об утвержденных членах комиссии по государственным закупкам (фамилия, имя и отчество, место работы и занимаемая должность);

об ответственных работниках органов в разрезе регионов, уполномоченных выдавать лицензии и документы разрешительного характера, а также принимать уведомления, в том числе членах соответствующей комиссии (фамилия, имя и отчество, занимаемая должность), организующих выдачу документов данной категории.

3. Одобрить предложение Министерства высшего и среднего специального образования, Государственной инспекции по надзору за качеством образования при Кабинете Министров и Государственного центра тестирования о внедрении порядка прямой трансляции в сети Интернет следующих процессов проведения экзаменов:

вступительные тестовые и творческие (профессиональные) экзамены по направлениям образования бакалавриата высших образовательных учреждений;

вступительные экзамены в магистратуру (клиническую ординатуру) высших образовательных учреждений;

экзамены, проводимые для студентов, изъявивших желание перевести учебу из республиканских либо зарубежных высших образовательных учреждений в государственное высшее образовательное учреждение республики;

тестовые испытания, принимаемые у претендентов при признании документов о получении образования в зарубежных государствах.

Министерству высшего и среднего специального образования совместно с Государственным центром тестирования, Государственной инспекцией по надзору за качеством образования при Кабинете Министров и Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций:

запустить до начала приема 2021/2022 учебного года на базе платформы «transfer.edu.uz» открытую для всех пользователей веб-платформу «imtihon.uz», обеспечивающую прямую трансляцию в сети Интернет экзаменационных процессов, указанных в настоящем пункте, с привлечением министерств и ведомств, в системе которых имеются высшие образовательные учреждения;

в месячный срок разработать технические требования (качество устанавливаемых видеокамер и изображения, схема размещения и другие) к прямой трансляции в сети Интернет процесса проведения экзаменов (тестовых испытаний);

вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Правительство предложения о принятии строгих мер ответственности к уполномоченным лицам, не соблюдающим требования, указанные в настоящем пункте.

4. Начиная с 1 июля 2021 года обеспечить размещение на Портале и ежеквартальное обновление указанных сведений:

Счетной палатой, Министерством финансов, контролирующими органами – сведений о каждой проведенной ревизии и проверке (наименование объекта контроля, цель и сроки ревизии или проверки, должность, фамилия, имя государственного служащего, проводившего ее) с обеспечением защиты сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну (после уведомления руководителя соответствующего контрольного органа);

Агентством по управлению государственными активами – списка (с указанием сведений об организации, реализующей функции акционера (участника, собственника) от имени государства, территории предприятия, идентификационном номере налогоплательщика, государственной доле) юридических лиц с долей государства в их уставном фонде (уставном капитале) в размере 50 процентов и более и государственных унитарных предприятий (далее – предприятия с участием государства), а также списка юридических лиц, в которых 50 и более процентов уставного фонда (уставного капитала) принадлежит предприятиям с участием государства;

Министерством финансов, Агентством по управлению государственными активами, министерствами и ведомствами, Советом Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятами областей и города Ташкента – имен и фамилий членов исполнительного органа (директора, председателя правления, членов правления) предприятий с участием государства, выполняющих функции акционера (участника, собственника) от своего имени, а также членов наблюдательного совета;

Государственным налоговым комитетом – сведений о дивидендах, выплаченных предприятиями с участием государства по итогам года (квартала);

Министерством финансов – сведений о средствах Государственного бюджета, затраченных на предприятия с участием государства, привлеченных средствах соответственно из-за рубежа, в том числе суммах государственного внешнего долга и их расходовании;

Агентством по управлению государственными активами – списка государственных учреждений (дата создания, вышестоящий орган) и сведений о приватизированных объектах государственного имущества (за исключением государственных предприятий и учреждений секретного назначения, составляющих государственные секреты).

5. Министерству финансов совместно с Министерством по развитию информационных технологий и коммуникаций, заинтересованными министерствами и ведомствами в срок до 1 сентября 2021 года обеспечить интеграцию Портала со специальным информационным порталом по государственным закупкам.

6. Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды в срок до 1 августа 2021 года обеспечить запуск на официальном веб-сайте Комитета и Портале постоянно обновляемой Информационной базы об охоте и охотничьих хозяйствах.

При этом Государственному комитету по экологии и охране окружающей среды совместно с Государственным комитетом по лесному хозяйству обеспечить отражение в указанной информационной базе, наряду с данными, предусмотренными в статье 36 Закона «Об охоте и охотничьем хозяйстве», следующих сведений:

обо всех заключенных договорах о предоставлении охотничьих угодий для ведения охотничьего хозяйства, случаях прекращения права ведения охотничьего хозяйства, а также о взысканных суммах;

обо всех лицах, которым выданы разрешения на добычу диких животных, сведений в данных разрешениях, а также о взысканных суммах;

обо всех выданных разрешениях на изъятие из природной среды диких животных, занесенных в Красную книгу Республики Узбекистан, сведений в данных разрешениях, а также о взысканных суммах;

об охотничьих путевках (карточках добычи диких животных), выданных лесоохотничьими хозяйствами Государственного комитета по лесному хозяйству, а также взысканных суммах.

7. В целях определения задач Агентства в сфере обеспечения открытости деятельности государственных органов и организаций:

а) возложить на Агентство следующие дополнительные задачи:

координацию и постоянный мониторинг сферы обеспечения открытости деятельности государственных органов и организаций, в том числе ведение учета их обязательств по размещению (объявлению) в сети Интернет сведений, определенных нормативно-правовыми актами;

оказание содействия разработке и внедрению мер по установлению через средства массовой информации эффективного общественного контроля за деятельностью государственных органов и организаций;

вынесение на общенародное обсуждение через веб-портал «Mening fikrim» актуальных вопросов, связанных с открытостью и прозрачностью деятельности государственных органов и организаций, вытекающих из обращений физических и юридических лиц;

разработку и содействие реализации предложений по непрерывному пополнению, совершенствованию и обновлению Перечня социально значимой информации, подлежащей размещению в качестве открытых данных;

формирование через средства массовой информации у служащих государственных органов и организаций культуры «открытости, прозрачности и подотчетности деятельности государственных органов», а также организацию разъяснения важности обеспечения подотчетности государственных органов и должностных лиц перед народом;

б) образовать в структуре Агентства в пределах общей предельной численности управленческого персонала и фонда оплаты труда Управление по обеспечению открытости деятельности государственных органов и организаций;

в) Агентству:

вносить в Администрацию Президента Республики Узбекистан и Кабинет Министров предложения о привлечении к ответственности виновных должностных лиц государственных органов и организаций, систематически нарушающих требования актов законодательства об открытости;

обеспечить ежегодную подготовку информации Президенту Республики Узбекистан об основных достижениях по направлению деятельности и недостатках, встречающихся в деятельности государственных органов и организаций, с размещением ее на своем официальном веб-сайте;

осуществлять контроль за реализацией Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», а также реализовать комплексные меры по улучшению позиции Республики Узбекистан в Индикаторе «Открытость власти» Всемирного проекта правосудия.

8. Возложить на информационные службы и подразделения по работе с обращениями государственных органов и организаций задачу по обеспечению своевременного и качественного исполнения актов законодательства об открытости в данных органах.

9. Службе государственной безопасности совместно с Министерством юстиции, Агентством и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в трехмесячный срок разработать и обеспечить внесение в установленном порядке проекта закона «О защите государственных секретов» в новой редакции, предусматривающего:

перечень информации ограниченного доступа, ее использование, а также основания, сроки и порядок включения и исключения подобной информации из категории таких сведений;

запрет на засекречивание сведений, не включенных в перечень информации ограниченного доступа;

запрет на включение в государственные секреты информации, ограничение которой угрожает личной безопасности граждан;

определение условий и порядка оформления гражданам, государственным служащим государственных органов и иных организаций, иностранным гражданам и лицам без гражданства допуска на работу со сведениями, составляющими государственные секреты;

разработку и совершенствование современных механизмов защиты государственных секретов с учетом развития информационно-коммуникационных технологий и передовых тенденций.

10. Утвердить «Дорожную карту» по дальнейшему повышению уровня открытости в деятельности государственных органов и организаций согласно приложению № 2.

11. Агентству совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций, Министерством юстиции, Государственным комитетом по статистике в срок до 1 октября 2021 года разработать и внести в установленном порядке Методику по мониторингу и оценке открытости деятельности государственных органов и организаций, направленную на регулирование деятельности по обеспечению открытости в государственных органах и организациях, в том числе проведение мониторинга, оценку эффективности и результативности проводимой работы, осуществление подсчета индекса открытости.

12. Установить, что с 1 декабря 2021 года:

Индекс открытости деятельности государственных органов и организаций определяется по итогам каждого года на основе методики, указанной в пункте 11 настоящего Указа;

Агентство совместно с Агентством информации и массовых коммуникаций и Министерством юстиции в установленном порядке принимает меры по определению Индекса открытости деятельности государственных органов и организаций, обеспечивает доведение до общественности результатов посредством своих официальных веб-сайтов и средств массовой информации.

13. Рекомендовать палатам Олий Мажлиса размещать на своих официальных веб-сайтах:

постановления, принятые по результатам заслушивания отчетов объектов парламентского контроля;

сведения об участии депутата Законодательной палаты в принятии или отклонении каждого проекта закона (постановления), об участии сенатора в одобрении или отклонении каждого закона (постановления);

сведения о членах Сената Олий Мажлиса, депутатах Законодательной палаты Олий Мажлиса, Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных, Ташкентского городского, районных и городских Кенгашей народных депутатов, а также об избирательных округах и адреса их электронной почты.

14. Национальной телерадиокомпании Узбекистана и Агентству:

а) совместно с Национальным информационным агентством Узбекистана организовать публикации статей и подготовку телепередач по освещению целей и задач настоящего Указа;

б) начиная с 1 декабря 2021 года совместно с заинтересованными государственными органами и организациями обеспечить трансляцию в прямом эфире на телеканалах, а также в сети Интернет следующих мероприятий:

заседаний Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса, а также сессий Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных, районных, городских Кенгашей народных депутатов (за исключением закрытых заседаний);

судебных заседаний с согласия сторон по делам, связанным с правонарушениями, посягающими на права и свободы граждан и общественную безопасность, в сфере охраны здоровья населения, охраны экологии, окружающей среды и природопользования, в том числе связанных с профессиональной деятельностью государственных служащих, а также по отдельным гражданским делам, касающимся семейных споров (за исключением закрытых судебных заседаний).

15. Нарушение положений и порядков, указанных в настоящем Указе, считать нарушением законодательства об открытости деятельности государственных органов и организаций.

16. Агентству информации и массовых коммуникаций совместно с Агентством, Министерством экономического развития и сокращения бедности, Государственным комитетом по статистике, Министерством юстиции и другими заинтересованными министерствами и ведомствами с учетом международных стандартов разработать и внести в установленном порядке в Администрацию Президента Республики Узбекистан:

до 1 января 2022 года – Концепцию проекта закона Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» в новой редакции;

до 1 апреля 2022 года – проект данного закона.

17. Агентству совместно с Министерством юстиции и другими заинтересованными министерствами и ведомствами в двухмесячный срок внести предложения об изменениях и дополнениях в законодательство, вытекающих из настоящего Указа.

18. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Премьер-министра Республики Узбекистан Арипова А.Н. и руководителя Администрации Президента Республики Узбекистан Низомиддинова З.Ш.

 

            Президент

Республики Узбекистан                      Ш. МИРЗИЁЕВ

 

Город Ташкент,

16 июня 2021 года.

  • Просмотров
    831
  • Распечатать
  • Поделиться
← Обратно к перечню публикаций

Оставьте свой комментарий

Введите ответ примера на картинке

+