ЕАЭС как платформа реализации экономического потенциала

16.12.2021, 15:09

ЕАЭС как платформа реализации экономического потенциала

В декабре 2020 года наша страна получила статус наблюдателя в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), решение на котором было  на заседании Высшего Евразийского экономического совета. На нем Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев отметил, что наша страна придает важное значение развитию тесного и многопланового сотрудничества с ЕАЭС.

В УзЛиДеП, одной из программных целей которой выступает всесторонняя поддержка развития предпринимательства, считают важным использовать потенциал ЕАЭС, как площадки для совместного устранения барьеров и препятствий в торговых отношениях, взаимно формируя новые рынки. Это важно и с точки зрения правового статуса мигрантов, поскольку для Узбекистана важно данное направления сотрудничества, степень обеспеченности необходимые условия для их трудовой деятельности и проживания в государствах-членах ЕАЭС.

Выделим, что большинство стран ЕАЭС являются традиционными внешнеторговыми партнерами Узбекистана. По итогам 2020 года на их долю пришлось более 30% товарооборота страны. Среди внешнеторговых партнеров Узбекистана Россия занимает второе место с товарооборотом 5,6 миллиардов долларов, Казахстан – третье (3,01 миллиарда долларов), Кыргызстан – седьмое (903 миллионов долларов), Беларусь – двадцатое (280,1 миллион долларов).

В Узбекистане от общего количества предприятий с участием иностранного капитала на страны ЕАЭС приходятся 32% – количество действующих предприятий с участием капитала деловых кругов РФ составило 1 934 единиц, Казахстана – 902 единиц, Кыргызстана – 161 единиц, Беларуси – 80единиц, Армении – 36единиц.

Немаловажное значение имеет и развитие сотрудничества в сфере образования. С каждым годом в Узбекистане увеличивается количество филиалов вузов стран-членов ЕАЭС, и очень важно то, что подготовка кадров обеспечена на качественном уровне, необходимом в конечном итоге для устойчивого развития нашей страны. Освоение Узбекистаном новых товарных рынков, существующих в странах-членах ЕАЭС, сложно представить и без необходимого таможенного регулирования, включающего в себя таможенное обеспечение и сопровождение отечественной продукции. Такой подход связан и с вопросом выработки новых транспортных коридоров. В целом приобретение статуса наблюдателя стало хорошей возможностью для Узбекистана реализовать свой потенциал, в первую очередь, в сфере экономики.

Показательны и итоги заседания Высшего Евразийского экономического совета в формате видеоконференции от 10 декабря 2021 года, в котором принял и участие Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев. Также, в саммите, прошедшем под председательством Президента Республики Казахстан Касым-Жомарта Токаева, участвовали Почетный Председатель Совета, Первый Президент Республики Казахстан - Елбасы Нурсултан Назарбаев, Президент Российской Федерации Владимир Путин, Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко, Президент Кыргызской Республики Садыр Жапаров, Премьер-министр Республики Армения Никол Пашинян, Президент Республики Куба – страны-наблюдателя при Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) Мигель Бермудес и председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии Михаил Мясникович. При этом, были обсуждены вопросы дальнейшего развития взаимовыгодного сотрудничества и углубления интеграционных процессов на пространстве ЕАЭС, в том числе практического взаимодействия в области экономики, торговли, промышленности, транспорта, таможенного администрирования, цифровизации и других направлениях.

Отдельно выделим слова Шавката Мирзиёева о том, что за год участия Узбекистана в ЕАЭС в статусе государства-наблюдателя налажена эффективная работа с различными органами Объединения, прежде всего Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) в рамках выполнения положений трехлетнего Плана мероприятий. Последовательно ведется сближение национального законодательства с нормами ЕАЭС, в первую очередь в области стандартизации и мер нетарифного регулирования внешней торговли. Узбекистан подключился к цифровой платформе «Путешествую без COVID», а также начат процесс присоединения к Евразийскому банку развития.

Подчеркнуто, что несмотря на вызовы современности, удается адаптироваться к непростым условиям и находить новые «точки роста». Так, товарооборот Узбекистана со странами Организации с начала 2021 года увеличился на 30 процентов. При этом по сравнению с 2019 годом торговля выросла на 11 процентов.

В свою очередь, наша партия считает важным продолжить и расширить процессы объединения усилий в реализации проектов «зеленой» энергетики с учетом глобальной климатической повестки, а также обмена опытом и развития делового партнерства в IT-сфере. УзЛиДеП выступает за более активное вовлечение государств-наблюдателей в реализацию актуальных инициатив и программ кооперации на Евразийском пространстве. Обобщая позицию нашей партии, можно выделить, что УзЛиДеП сторонник углубления взаимовыгодного сотрудничества со странами Евразийского экономического союза.

В этой связи, большую актуальность имеют решение актуальных задач, обозначенных Шавкатом Мирзиёевым на декабрьском 2021 года заседании Высшего Евразийского экономического совета. В первую очередь, это касается важности устранения барьеров и ограничений во взаимной торговле, к активизации совместной выработки подходов и механизмов по созданию наиболее благоприятных условий для увеличения товарооборота со странами ЕАЭС. Во-вторых, необходимости углубления промышленной кооперации и взаимодействия на системной основе, в том числе, путем участия Узбекистана в создании онлайн - Карты индустриализации в рамках данной Организации. В-третьих, активнее продвигать проекты, направленные на создание новых транспортных коридоров, что будет способствовать наращиванию транзитного потенциала стран ЕАЭС.

В данном контексте, с точки зрения нашего электората, выделим участие Узбекистана в процессе выявления и устранения различных барьеров и ограничений, осуществляемого в рамках ЕАЭС, что, по нашему мнению создаст благоприятные условия для национальных предпринимателей и позволит увеличить экспортный потенциал республики. Так, например, дополнительные преимущества вследствие гармонизации фитосанитарных норм и технического регулирования в соответствии с правом ЕАЭС, позволят увеличить поставки сельскохозяйственных и продовольственных товаров в страны ЕАЭС примерно на 30% ежегодно (около 195 млн долл. США от уровня объемов экспорта 2020 г.). Кроме того, для Узбекистана откроются новые возможности по наращиванию экспорта плодоовощной продукции в третьи страны, благодаря чему экспорт ее может повыситься по прогнозам в три раза.

Может значительно увеличится и экспортный потенциал продукции текстильно-трикотажной промышленности страны за счет снижения транспортных издержек, оптимизации нетарифных барьеров и возможного участия в государственных закупках стран-членов ЕАЭС. Емкость данного рынка оценивается примерно в 12,9 млрд. долл., а доля Узбекистана в нем на сегодня по различным оценкам составляет лишь 1,6 млрд. долл. (менее 14%).

Необходимо учитывать и тот факт, что активно развивающиеся сектора узбекской экономики входят в число приоритетных промышленных отраслей ЕАЭ, в частности, это автомобилестроение, легкая, химическая и нефтехимическая промышленность, производство пластмассовых изделий и др.

Стоит подчеркнуть, что последние несколько лет в Узбекистане уделяется особое значение индустриальному развитию с параллельным продвижением политики по сокращению сырьевого экспорта и диверсификации производства продукции с высокой добавленной стоимостью. К примеру, начиная с 2018 года, снижается экспорт узбекского хлопка-сырца, а в среднесрочной перспективе предполагается прекратить поставки природного газа за рубеж.

Однако, развитие промышленных производств с высокой добавленной стоимостью сталкивается с жесткой конкуренцией на мировом рынке. Поэтому, в перспективе сотрудничество Узбекистана с ЕАЭС, по мнению УзЛиДеП, позволит открыть узбекской стороне и странам этой организации новые возможности по расширению межрегиональных цепочек производства, достижению международных стандартов качества продукции, формированию нового производства экспортной направленности, осуществлению наиболее эффективной загрузки производственных мощностей.

В конечном итоге взаимодействие Узбекистана с государствами-членами ЕАЭС позволит значительно повысить конкурентоспособность промышленных предприятий нашей страны путем расширения объемов и номенклатуры производства товаров с высокой добавленной стоимостью, а также улучшения качества и минимизации производственных издержек. Очевидно, что все это соответствует нуждам и потребностям реформ Стратегии развития Нового Узбекистана.

Актам Хаитов,

Заместитель спикера Законодательной

палаты Олий Мажлиса,

руководитель фракции УзЛиДеП

  • Просмотров
    391
  • Распечатать
  • Поделиться
← Обратно к перечню публикаций

Оставьте свой комментарий

Введите ответ примера на картинке

+