Электронная коммерция – гарантия развития предпринимательства

17.05.2018, 09:57

Электронная коммерция – гарантия развития предпринимательства

Современное общество вступило в эпоху информационных технологий, когда взаимодействие и общение осуществляется легкими и удобными способами, путем активного использования различных коммуникаций. Мир информационно-коммуникационных технологий стал неотъемлемой частью повседневной жизни. Не следует забывать, что развитие информационно - коммуникационных технологий напрямую влияет на уровень конкурентоспособности страны, позволяет собирать и обобщать огромные массивы информации, открывает широкие возможности для управления на стратегическом уровне.

Большое значение имеет развитие процессов информатизации для сферы бизнеса. Активное использование современных информационно - коммуникационных технологий является не только дополнительным ресурсом в повышении эффективности деятельности субъектов предпринимательства, но и предоставляет широкие возможности для оптимизации национального экономического пространства, создания условий равной и честной конкуренции, повышении открытости деятельности субъектов предпринимательства и др.

В связи с актуальностью задач, важно отметить, что в республике осуществляется широкий комплекс целенаправленных организационно-правовых мер по внедрению и использованию во всех сферах экономики и жизни общества современных информационных технологий, средств компьютерной техники и телекоммуникаций, полному удовлетворению растущих информационных потребностей граждан, созданию благоприятных условий для вхождения в мировое информационное сообщество и расширению доступа к мировым информационным ресурсам.

Принято и успешно реализуется ряд нормативно-правовых актов. В частности, законы Республики Узбекистан «Об электронном правительстве», «Об информатизации», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронном документообороте», «Об электронной коммерции» и другие подзаконные нормативно-правовые акты.

При этом важно отметить, что осуществляемые реформы по внедрению современных информационно-коммуникационных технологий позволили достичь определенных результатов в цифровизации экономики, в том числе сфере развития электронной коммерции.

Особенно принятие Постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по ускоренному развитию электронной коммерции» стало важным шагом в ускорении развития электронной коммерции на всей территории страны, устраняя ряд проблем и недостатков, препятствующих созданию в стране полноценного рынка электронной коммерции, беспрепятственному выходу товаров (услуг) отечественных предприятий-производителей на зарубежные рынки.

Постановлением предусмотрен ряд действенных механизмов по созданию благоприятных условий для развития электронной коммерции в стране, внедрению современных механизмов и процедур реализации товаров (услуг) посредством сети Интернет, увеличению объемов и расширения географии экспорта продукции, произведенной отечественными субъектами предпринимательства.

В частности, электронные чеки, квитанции, сообщения и иные методы, позволяющие идентифицировать стороны сделки, сформированные информационными системами в ходе оказания услуг участниками электронной коммерции, выполненные в соответствии с законодательством, приравниваются к квитанциям, талонам, билетам и другим документам, подтверждающим оплату товаров (услуг);

при осуществлении сделок электронной коммерции субъектами предпринимательства оплата может приниматься в наличной форме с обязательным направлением покупателю через виртуальные терминалы (E-POS) электронного чека или иного подтверждающего документа о принятии оплаты в наличной форме со строгим соблюдением правил инкассации денежных средств в обслуживающие банки;

субъекты электронной коммерции при осуществлении торговли имеют право принимать расчеты через корпоративные банковские карты субъектов предпринимательства с использованием платежных терминалов, а также электронных платежных систем;

экспорт товаров (услуг) стоимостью до трех тысяч долларов США, реализованных посредством электронной коммерции, осуществляется без внесения информации в Единую электронную информационную систему внешнеторговых операций и оформления грузовой таможенной декларации, в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи;

виртуальные терминалы (E-POS) приравниваются к аналогичным контрольно-кассовым машинам и расчетным терминалам.

Вместе с тем, с 1 июля текущего года устанавливаются следующие гарантии:

В частности, субъектам предпринимательства, оказывающим услуги по доставке товаров, реализованных посредством электронной коммерции, предоставляется право принимать оплату за третьих лиц (продавцов товаров), с последующим инкассированием в установленном порядке;

отменяется требование по обязательной 15-процентной предоплате от общей стоимости товаров (услуг), реализуемых посредством электронной коммерции;

при осуществлении доставки товаров, реализованных посредством электронной коммерции, продавцом и доставщиком на автомобильном транспорте, принадлежащем им на праве собственности, аренды или иного права пользования, на территории Республики Узбекистан не требуется получения лицензии на осуществление городских, пригородных, междугородных и международных перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом, за исключением случаев, установленных законодательством;

разрешается реализация лекарственных средств и изделий медицинского назначения посредством электронной коммерции исключительно при условии соблюдения требований и порядка по обеспечению их сохранности при хранении и перевозке с учетом требований законодательства.

На уровне государства обсуждается вопрос создания возможностей для отечественных субъектов предпринимательства осуществлять реализацию товаров (услуг) и проведению международных расчетов с применением ведущих зарубежных торговых площадок и систем.

В этой связи, Министерству внешней торговли совместно с Центральным банком Республики Узбекистан поручено организовать проведение переговоров с ведущими зарубежными торговыми площадками, как eBay, Amazon и др., платежными системами (Paypal) и по их итогам внести в аппарат Президента Республики Узбекистан конкретные предложения.

В связи с актуальностью задач, в Постановлении предусматриваются разработка и подготовка следующих документов:

В частности, Порядка реализации и доставки лекарственных средств и изделий медицинского назначения посредством электронной коммерции, с учетом четких требований и условий к их хранению и перевозке;

Проекта постановления Кабинета Министров, предусматривающий порядок таможенного оформления (декларирования) и ведения бухгалтерского учета реализации, оформления права пользования электронными программными продуктами, информационной продукцией, в том числе услугами по подписке и приобретению «облачных технологий».

Порядка сохранения телефонного номера абонента мобильной сети при переходе к другому мобильному оператору для эффективного функционирования механизма удаленной идентификации клиента с привязкой к мобильному номеру телефона абонентов.

Так же предусматривается внесение изменения в Положение о Фонде развития информационно-коммуникационных технологий с учетом внедрения механизма финансирования социально значимых проектов государственной важности в области электронной коммерции, принятию необходимых мер по внедрению единых устройств по приему платежей с использованием банковских карт и наличных платежей (E-POS терминал и онлайн ККМ в одном устройстве) с учетом применения мобильных телефонов (планшетов).

Вместе с тем, создается Национальный реестр субъектов электронной коммерции и определены основные задачи ведения Национального реестра по созданию единого электронного банка информации об участниках электронной коммерции, проведению системного мониторинга, оценки состояния внедрения и развития электронной коммерции, в том числе изучения эффективности внедрения информационных систем и ресурсов, проведению целевого анализа и подготовку предложений по совершенствованию действующего законодательства для эффективного развития электронной коммерции.

Примечателен тот факт, что Постановлением предусматриваются льготные ставки для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, включенных в Национальный реестр, которые будут плательщиками единого налогового платежа по ставке 2 процента, что дает дополнительные стимулы для их дальнейшего развития.

Учитывая изложенное, необходимо отметит, что в Узбекистане создается прочная законодательная база для развития электронной коммерции в стране путем внедрения современных механизмов и процедур реализации товаров (услуг) посредством во всемирной сети Интернет, стимулирующая увеличения объемов и расширения географии экспорта продукции субъектов предпринимательства.

Бекзод АРТЫКОВ,

депутат Законодательной палаты

Олий Мажлиса, член фракции УзЛиДеП

Следите за последними новостями УзЛиДеП на наших официальных страницах в социальных сетях «facebook» «instagram» и «telegram»!

  • Просмотров
    1194
  • Распечатать
  • Поделиться
← Вернуться к спискам

Оставьте свой комментарий

Введите ответ примера на картинке

+