Перспективы укрепления сотрудничества с Кыргызстаном

26.04.2022, 13:13

Перспективы укрепления сотрудничества с Кыргызстаном

Кыргызская Республика является близким соседом для Узбекистана, с которым страны связывают многолетняя общая история, культура, схожесть языка и духовных ценностей. Эти отношения дружбы после обретения независимости были скреплены и дипломатическими отношениями, базирующимися на общей договорно-правовой базе из более чем 200 документов. Среди них выделим Договор о вечной дружбе между Республикой Узбекистан и Кыргызской Республикой (декабрь 1996 года) и Декларацию о стратегическом партнерстве, укреплении дружбы, добрососедства и доверия между Республикой Узбекистан и Кыргызской Республикой (октябрь 2017 года).

На сегодня мы видим приверженность Узбекистана и Кыргызстана курсу на укрепление отношений в духе дружбы, добрососедства, доверия и стратегического партнерства, подкрепляемых развитием взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, что отвечает обоюдным интересам. Действительно в определенный момент между сторонами возникали вопросы, которые требовали вдумчивого анализа. Однако, за последние годы благодаря политической воле глав обеих государств удалось снять многие конфликтные вопросы и придать сотрудничеству положительную динамику во всех сферах. Именно искреннее желание президентов обеих государств стали импульсом для решения проблем, которые оставались нерешёнными в течение многих лет, чтобы народы двух стран получили большую выгоду от этих переговоров.

Отношения дружбы прошли на прочность и в период пандемии. Узбекистан одним из первых оказал необходимую поддержку Кыргызстану в борьбе с коронавирусом COVID-19. При финансовой поддержке узбекской стороны в Бишкеке, Баткенской и Чуйской областях Кыргызстана в конце декабря 2020 года открылись три модульных больницы для пациентов, пострадавших от коронавируса. Кроме того, Узбекистаном были также направлены кислородные концентраторы, респираторы и другие медицинские изделия.

При этом, имеется целый ряд направлений, где наблюдаются неиспользованные до конца резервы, в первую очередь, это касается узбекско-кыргызского сотрудничества в торгово-экономической сфере. Несмотря на то, что с каждым годом увеличивается товарооборот и расширяется спектр экономического взаимодействия, так двусторонний товарооборот с 2016 года вырос в 5 раз до примерно 1 млрд. долл., на наш взгляд, он не соответствует большому экономическому потенциалу. По различным прогнозам, за счет новых точек роста стороны могут в ближайшие годы увеличить товарооборот в два раза. В частности, этому способствует формированию полноценного мультимодального коридора «Ташкент - Андижан - Ош - Иркештам - Кашгар». Можно выделить и перспективные проекты в рамках узбекско-кыргызского фонда развития, по таким направлениям как агропромышленный комплекс, швейная и текстильная промышленность, обрабатывающая промышленность, горнодобывающая и металлургическая промышленность, транспорт, жилищное строительство, торговля, развитие предпринимательства, энергокомплекс, туризм.

Наглядным подтверждением высокого уровня взаимоотношений между двумя странами служат регулярные встречи на высшем и высоком уровнях, в том числе в рамках крупных международных и региональных организаций, таких как ООН, СНГ, ШОС, ОИС, ОТГ и др. В ходе регулярных переговоров стороны имеют возможность обсудить в комплексе богатый спектр двустороннего взаимодействия, включая вопросы водопользования и энергетики, делимитации границ, экономического сотрудничества и транспортно-логистической сферы, а также обменятся мнениями по актуальным вопросам региональной и международной повестки.

В частности, в апреле текучего года состоялся телефонный разговор Шавката Мирзиёева с Садыром Жапаровым, в рамках которого был обстоятельно обсужден ход реализации достигнутых договоренностей по дальнейшему укреплению отношений дружбы, добрососедства и стратегического партнерства, углублению практического взаимодействия между нашими странами. Со своей стороны выделим, что в ходе беседы особое внимание было уделено продвижению приоритетных проектов взаимовыгодного сотрудничества, включая начало деятельности узбекско-кыргызского фонда развития, ускорение реализации инфраструктурных проектов строительства Камбаратинской ГЭС-1 и железной дороги «Китай - Кыргызстан - Узбекистан», расширение промышленной кооперации.

На наш взгляд, именно решение вопросов по проекту строительства Камбаратинской ГЭС-1 является наглядным примером эффективного и компромиссного подхода к так называемым чувствительным темам. Так, Меморандум о сотрудничестве по проекту «Узбекгидроэнерго» и Национальной энергетической холдинговой компанией Кыргызстана был подписан в октябре 2017 года. Согласно плану, ГЭС будет расположена на крупнейшей реке Кыргызстана Нарын, которая сливается на территории Узбекистана с рекой Карадарьей и дает начало Сырдарье. Далее в ходе мартовского 2021 года визита Садыра Жапарова в Ташкент, когда Шавкат Мирзиёев заявил, что такой исторической встречи между странами раньше не было, наши страны договорились подготовить проект строительства Камбаратинской ГЭС-1. Тем самым, можно говорить о том, что между сторонами находит понимание важности достижения баланса интересов, когда при уменьшении уровня воды в Токтогульском водохранилище на территории Кыргызстана Узбекистан мог бы экспортировать электроэнергию, а во время вегетационного периода Бишкек обеспечил бы подачу воды в Узбекистан.

Так, река Нарын течет в горах, имеет падение более 3 км и большой гидропотенциал - 36,5 млрд.кВт.ч в год. Ранее, на этой реке был построен Нарынский каскад - Токтогульская, Курпсайская, Ташкумырская, Шамалдысайская, Учкурганская ГЭС, которые обеспечивают потребности страны в электроэнергии. При этом, самая верхняя ступень каскада, а именно, проект Камбаратинской ГЭС-1 может дать, по различным оценкам, мощность около 1, 8 тыс. МВт, со среднегодовой выработкой в районе 5 млрд кВт.ч. Предусмотрено строительство плотины высотой 256 метров, объем водохранилища около 5,4 млн. кубометров и осуществлять сезонное регулирование стока, как в интересах гидроэнергетики, так и орошаемого земледелия в долине Сырдарьи.

В целом, отметим, что достижение соглашений о совместной реализации такого рода крупных инфраструктурных проектов, оцениваемых примерно в 3 млрд. долл., являются отражением динамичного развития дружественных и добрососедских отношений Узбекистана с Кыргызстаном во всех сферах, представляющих взаимный интерес. Со своей стороны, депутатский корпус, представляющий различные политические партии страны, будет содействовать реализации всех договоренностей со странами Центральной Азии, который как регион является важнейшим направлением внешней политики Узбекистана.

А.Хаитов

Председатель ИКПС УзЛиДеП

  • Просмотров
    320
  • Распечатать
  • Поделиться
← Обратно к перечню публикаций

Оставьте свой комментарий

Введите ответ примера на картинке

+